Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы стратегического планирования

Определение миссии и целей организации

Определение 1

Этапы стратегического планирования – это звенья, последовательная реализация которых составляет процесс стратегического планирования.

На первом этапе стратегического планирования определяется миссия и цели организации. Несмотря на определенное сходство понятий «миссия» и «цели», они не синонимичны.

Определение 2

Под миссией понимают главную цель функционирования организации, в которой уточняется статус компании, формулируются важнейшие принципы ее работы, подлинные намерения высшего руководства, обозначаются ключевые отличия от других организаций.

Статья: Этапы стратегического планирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Миссия позволяет показать, на что планируется направлять усилия организации, какие ценности она считает приоритетными. Миссия не связывается с текущим состоянием предприятия, доступными ему ресурсами и другими характеристиками и имеющимися проблемами. Получение прибыли не может быть миссией компании (даже коммерческой, созданной именно для этой цели).

Можно привести примеры миссий крупных российских компаний:

  • Лукойл: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека, эффективно и ответственно разрабатывать доверенные нам уникальные месторождения углеводородов, обеспечивая рост Компании, благополучие ее работников и общества в целом»,
  • Мегафон: «Подключаем возможности»,
  • Аэрофлот: «Мы работаем для того, чтобы наши клиенты могли быстро и с комфортом преодолевать огромные расстояния, а значит – быть мобильными, чаще встречаться, успешно работать и видеть мир во всем его разнообразии».
Определение 3

Цель представляет собой конкретизацию миссии в пригодной для управления реализацией форме.

«Этапы стратегического планирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цели должны отвечать ряду требований:

  • конкретность,
  • измеримость,
  • ориентированность на заданный временной интервал,
  • согласованность с миссией и другими целями (непротиворечивость),
  • контролируемость,
  • адресность.

Миссия и цели служат основой при построении стратегии организации.

Анализ среды

После того, как определено, для чего организация работает, необходимо провести анализ ситуации – изучить внешнюю и внутреннюю среду.

В стратегическом анализе активно применяются двумерные матрицы, удобные для сравнения процессов, подразделений, производств или продуктов по выбранным критериям. Такие матрицы формируют на основе одного из подходов:

  • табличный, предполагающий рост значений изменяющегося параметра при удалении от графы наименований. В таком случае анализ ведется от левого верхнего угла таблицы к правому нижнему,
  • координатный, предполагающий рост значений изменяющегося параметра при удалении от начала координат (точки пересечения координатных осей). В таком случае анализ ведется от левого нижнего угла к правому верхнему,
  • логический, в котором анализ производят от правого нижнего угла к левому верхнему.

В ходе стратегического анализа среды исследование ведется по трем направлениям:

  • внешняя макросреда,
  • непосредственное окружение,
  • внутренняя среда.

В ходе изучения внешней среды внимание уделяется трем аспектам:

  • какие изменения оказывают воздействие на текущую стратегию,
  • какие факторы угрожают стратегии,
  • какие факторы открывают новые возможности для достижения цели при корректировке плана.

Важными группами факторов являются:

  • политические,
  • экономические,
  • социальные,
  • технологические,
  • экологические,
  • правовые.

Анализ непосредственного окружения, в частности, включает в себя:

  • анализ цепи поставок (поставщиков, подрядчиков),
  • анализ клиентов (покупателей, заказчиков),
  • анализ конкурентов.

При анализе внутренней среды важнейшей задачей представляется изучение сильных и слабых сторон, т.е. методическая оценка функционирования различных зон организации. Среди подлежащих обследованию зон можно выделить:

  • финансовое состояние,
  • маркетинг,
  • кадры,
  • производство,
  • культуру.

Выбор и реализация стратегии

После того, как среда проанализирована и сделаны выводы, менеджмент может выбрать стратегию для организации. Основными стратегическими альтернативами являются:

  • ограниченный рост. Это самый популярный и наименее рискованный вариант, характерный для зрелых промышленных отраслей и организаций, удовлетворенных своим статусом. Цели задаются исходя из достигнутых ранее результатов с поправкой на инфляцию,
  • рост, состоящий в ежегодном повышении показателей по долгосрочным и краткосрочным целям. Эта стратегия подходит для динамично развивающихся отраслей, в которых активно меняются технологии,
  • сокращение, состоящее в ликвидации, отсечении лишнего или сокращении объемов,
  • сочетание перечисленных стратегий.

На выбор стратегии влияет ряд факторов:

  • признанный приемлемым уровень риска. Зависит от личных предпочтений руководителей,
  • прошлые стратегии,
  • реакция собственников, их взаимодействие с руководителями,
  • фактор времени.

После того, как стратегический план построен, начинается его реализация. При этом используются краткосрочные (тактические) стратегии, программы, политики, процедуры, правила.

Контроль и оценка выполнения

На завершающем этапе реализация стратегического плана подлежит контролю и оценке.

Контроль должен производиться системно в ходе всей реализации плана. Для этого служит система обратной связи.

Оценка состоит в сравнении полученных результатов с запланированными и выявлении причин расхождения. При этом используют критерии:

  • качественные,
  • количественные.

Постоянная оценка текущей ситуации необходима для того, чтобы определить следующий шаг. Руководители должны хорошо понимать как деятельность организации, так и законы функционирования ее внешней среды. Без комплексного научного исследования угроз и возможностей внешней среды, а также слабых и сильных сторон компании (SWOT-анализ) проблематично разработать обоснованные и достижимые показатели на плановый период. Понимание текущей ситуации в стратегическом планировании – это ключ к определению будущего.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.08.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot