Состав команды проекта - это совокупность объединенных в одну группу различных специалистов, которая характеризуется численностью, половозрастной структурой, уровнем образования, специализацией и рядом других параметров.
Обобщенный состав команды проекта
Проекты могут иметь различное содержание, могут быть направлены на достижение разных результатов. Однако общие принципы управления проектами и типизированные в достаточной степени стадии жизненного цикла проекта позволяют сформировать примерный состав команды проекта и ее структуру в обобщенном виде.
Так, команду проекта традиционно возглавляет проект-менеджер (главный руководитель проекта). Важно также назначить заместителя, который будет выполнять функции проект-менеджера в ходе его временного отсутствия.
Возможно назначение нескольких заместителей менеджера проекта, которые будут курировать отдельные направления работы по проекту (выделенные чаще всего на основе функционального признака). Тогда среди группы заместителей необходимо определить, так называемого, первого заместителя.
В состав команды проекта еще входит менеджер по инжинирингу, он ответственен за разработку и подготовку процессов выполнения работ по проекту. В результате инжиниринга проектных работ должен быть обеспечен нормальный ход этих процессов, который приведет к получению желаемого результата (чаще всего - изготовлению нужного продукта).
В команде проекта присутствует координатор по технологиям. Обязанности этого специалиста заключаются в том, чтобы обеспечить максимальную совместимость применяемых методов, используемых технических средств, поставленных целей, условий производства и пр. Он отслеживает появление на рынке новых технологий и возможность их использования в проекте.
Важное значение в команде отводится работе координатора по закупкам, в подчинении у которого находится один или несколько менеджеров по закупкам. Они призваны обеспечить проект всеми необходимыми ресурсами, т. е. установить и рассчитать потребность проекта в ресурсах, найти на рынке наиболее подходящих поставщиков, заключить с ними на выгодных условиях контракт на закупку, проконтролировать своевременную поставку всех заказанных товаров.
Тесно с менеджерами по закупкам сотрудничает менеджер по субподрядчикам. Данная должность в команде проекта учреждается в том случае, если у привлеченных к работе над проектом подрядчиков имеется возможность для самостоятельного привлечения других подрядчиков. Следовательно, у команды проекта возникает потребность в контроле за достижением всеми группами подрядчиков поставленных показателей, за обеспечением эффективности выполнения проектных работ, за недопущением совершения мошеннических действий, связанных с созданием «пирамиды» субподрядчиков и т. д.
За взаимодействие с заказчиком проекта в команде отвечает отдельный специалист - менеджер контракта. Он должен поддерживать постоянную связь с заказчиком, отправлять ему отчеты о ходе и результатах выполненных работ, уточнять у заказчика его требования к конечному результату проекта, а при необходимости - согласовывать с ним изменения основных параметров проекта (прежде всего, в части финансирования проектных работ).
Одной из главных управляющих функций команды проекта является контроль за ходом проекта. Выполнение этой функции осуществляется при помощи нескольких членов команды, между которыми соответствующим образом распределены обязанности. Так, выделяют менеджера по контролю за сроками (следит за тем, чтобы участники проекта не допускали задержек по работам) и менеджера по контролю за затратами (следит за тем, чтобы участники проекта не допускали перерасхода ресурсов и денежных средств).
Специалисты по выполнению работ на площадке
Отдельно рассмотрим состав команды проекта, который заключается в производстве продукции или в строительстве объекта. В данном случае назначается руководитель работ по площадке. Он осуществляет управленческое воздействие в отношении подчиненных специалистов путем распределения работ, проверки достигнутых результатов, контроля за соблюдением требований документов, создания благоприятных условий для выполнения работ и пр.
Группа руководителя работ на площадке представлена следующими специалистами:
- главный механик (инспектор по технике) - выбирает оборудование, разрабатывает требования к нему, обеспечивает его монтаж, анализирует складские запасы, обеспечивает работу техники и пр.;
- инспектор по качеству на площадке - обеспечивает контроль качества, определяет потребность в испытательном оборудовании, регламентирует инспекционные процедуры, проверяет наличие всех спецификаций процедур и чертежей, следит за наличием сертификатов и др.;
- инспектор по материалам на площадке - регистрирует прибывающие на площадку материалы, проводит инвентаризации и проверки материалов, организует хранение материалов, осуществляет доставку продукции и др.;
- инспектор по охране труда и технике безопасности - предлагает решения и методы, которые обеспечат выполнение работ в безопасных (безрисковых) условиях, организует информационные и учебные встречи с персоналом по вопросам безопасности, проверяет санитарно-гигиенические условия, контролирует работоспособность аварийных систем, принимает участие в закупке противопожарного оборудования и защитного снаряжения и др.
Таким образом, выполнение работ по проекту обеспечивает команда, составленная из группы специалистов-профессионалов. Имеющиеся у них в наличии и непосредственно используемые в трудовой деятельности знания, умения, навыки, опыт способствуют наиболее эффективному достижению поставленных в рамках проекта целей и решению соответствующих задач.