Значение социально-психологических методов управления
Основу любой организации в настоящее время составляют люди, ее сотрудники, коллектив. Их активность и приверженность делу играет немаловажную роль в успехе организации. В связи с этим руководитель организации должен уделять особое внимание управлению социально-психологическими процессами в коллективе, направляя его к цели без ущерба для физического и морального здоровья сотрудников с учетом требований законодательства. Выполнению этой функции и способствуют социально-психологические методы менеджмента.
Основной социально-психологических методов управления являются социальные отношения, которые возникают в процессе деятельности организации и оказывают влияние на конечный результат и эффективность. Социологические исследования показывают, что производительность и эффективность коллектива организации выше в ситуациях, когда атмосфера в коллективе доброжелательна и существует взаимопонимание между членами коллектива и руководством компании.
Для создания благоприятной атмосферы в компании необходимы такие условия, как равноправие, добровольность, ответственность сотрудников, взаимные уступки внутри коллектива и со стороны руководства. Партнерские отношения могут принести больше пользы и сотрудникам, и организации в целом, чем административное принуждение. Противоречия и негатив в коллективе могут стать причиной снижения производительности труда.
Особенности социально-психологических методов управления
Как и любые другие, социально-психологические методы имеют объекты управления, к которым они могут быть применены. Объектом применения социально-психологических методов менеджмента может быть:
- Экологичность выпускаемой продукции или окружающей среды;
- Характер или личностные особенности сотрудников организации;
- Эргономичность условий труда;
- Система управления персоналом;
- Способ организации рабочего места;
- Система мотивации и стимулирования сотрудников;
- Моральный климат и атмосфера в коллективе;
- Условия отдыха сотрудников;
- Инфраструктура региона, в котором компания осуществляет свою деятельность.
Социально-психологические методы менеджмента призваны выполнять ряд управленческих функций. С помощью данных методов возможно анализировать нормативы и нормы социальных процессов внутри организации, выявлять их недостатки, формулировать проблемы и планировать соответствующие улучшения. Эти методы позволяют организовать выполнение планов по улучшению социальных нормативов и контролировать его, регулируя процессы и мотивируя сотрудников на улучшение показателей.
Социологические и психологические методы управления
К социологическим методам управления относят:
- Методы управления социально-массовыми процессами (организационный набор, регулирование заработной платы, профессиональная ориентация);
- Методы управления группами (авторитарные, демократические и смешанные);
- Методы управления групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);
- Методы социального нормирования (конкурсы);
- Методы социального регулирования (договора, соглашения, взаимные обязательства);
- Методы ролевых изменений;
- Методы социальной профилактики.
К психологическим методам управления относят:
- Методы профессионального отбора (интервью, беседы, тесты);
- Методы гуманизации труда (борьба с монотонностью, функциональное применение музыки);
- Методы формирования эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).