Организационная структура управления проектами - это способ выделения участников проекта и распределения полномочий между ними, который был выбран и реализован с учетом требований наилучшего функционирования всей системы управления проектами.
Понятие смешанной (гибридной) организационной структуры управления проектами
Реализацией проекта, как правило, занимаются различные организации. Следовательно, одним из значимых факторов эффективности и результативности проектной деятельности является организационная структура, которая окружает работы по разработке и реализации проекта.
Содержание проекта, представленное поставленными целями, задачами и запланированными результатами, предопределяет эффективность использования той или иной организационной структуры. В связи с этим возможен выбор различных типов организационных структур управления проектами (т.е. конфигураций внутреннего устройства и взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей).
В последние годы все чаще можно встретить примеры построения смешанных (гибридных) организационных структур управления проектами. Такие структуры представляют собой совмещение в себе «чистых» организационных структур различного типа. Так, одним из популярных сейчас примеров гибридной организационной структуры является «частичная» матрица.
«Частичная» матрица используется в том случае, если предприятие осуществляет управление проектами на постоянной основе. Однако вовлечение в эти проекты осуществляют не все структурные подразделения предприятия, а только лишь их некоторая часть в соответствии с отведенными им функциональными обязанностями (например, производственный, технический и проектно-сметный отделы). Следовательно, другие структурные подразделения данного предприятия (например, отделы расчетов, маркетинга, управления качеством, информационного обеспечения) выполняют свою работу в обычном режиме.
Кроме того, «частичная» матрица может быть применена тем предприятием, которое принимает участие в проектной деятельности как исполнитель отдельных комплексов работ.
Смешанной организационной структурой также является гибрид функциональной и штабной структур. Он предполагает, что кроме структурных подразделений организации, которые выделяют по принципу разделения между ними функциональных обязанностей, дополнительно создаются штабы, которые оказывают поддержку работе руководителей, т.е. осуществляют соответствующее обеспечение (информационное, юридическое, финансовое и т. п.). Тем самым, снижается уровень нагрузки на менеджеров, что должно привести к повышению эффективности управления в организации.
Характеристика смешанной проектно-функциональной организационной структуры
Еще одним частным примером смешанной (гибридной) организационной структуры управления проектами является проектно-функциональная структура. В соответствии с ней внутри организации имеет место функциональное распределение обязанностей между подразделениями (например, на отделы материально-технического обеспечения, маркетинга, бухгалтерии, кадров). В то же время организация может быть занята реализацией определённого проекта, внутри которого происходит временное объединение ряда функциональных специалистов.
Построение смешанной проектно-функциональной организационной структуры возможно в том случае, если организация реализует внутренний автономный проект, можно сказать, постепенно «выращивает» проект. Когда проект только инициирован, он обычно представляет собой небольшую группу объединенных в команду специалистов. По мере того, как проект «созревает», в его организационную структуру добавляются сотрудники и отделы. А по мере того, как проект «умирает», из него выводятся остающиеся незадействованными подразделения и отдельные работники.
Смешанная (гибридная) организационная структура управления проектами позволяет одновременно воспользоваться преимуществами сразу нескольких организационных структур и устранить их основные недостатки. Так, в случае с проектно-функциональной структурой управления проектами организация может извлечь для себя следующие выгоды:
- обеспечивается единое направление усилий участников проекта за счет их прямого подчинения руководителю проекта;
- между участниками и руководителями проекта выстраиваются укороченные связи;
- управление проектами осуществляется просто и гибко;
- выработка решений и отдача команд происходит единым образом;
- повышается технологичность выполнения проектных работ;
- улучшается координация действий между участниками проекта;
- снижается степень дублирования функций, т.е. повышается эффективность использования ресурсов;
- оказывается содействие для деловой и профессиональной специализации участников проекта.
Можно сделать вывод, что в рамках смешанной проектно-функциональной организационной структуры происходит совмещение нескольких параллельных функциональных структур. Причем в данном случае принципиальное значение приобретает две вещи: достижение целей проекта и горизонтальная интеграция. Еще одной отличительной чертой этой организационной структуры является их временный характер.
Таким образом, одним из возможных вариантов построения организационной структуры управления проектом является смешанная (гибридная) структура. Она заключается в объединении в одной форме принципов двух других «чистых» разновидностей внутреннего устройства организации. Это зачастую происходит в неординарных условиях реализации сложных проектов. Благодаря этому руководителям проекта удается получить двойную выгоду от использования разных вариантов организационной структуры и замаскировать основные недостатки.