Система научного управления Фредерика Тейлора и его вклад в развитие менеджмента
Первая школа классического менеджмента, получившая название научной, сформировалась еще на рубеже XIX-XX вв. Ее формирование традиционно связывают с работами Фредерика Тейлора.
Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.) – американский исследователь, инженер и организатор управления, основоположник научной организации труда и управления предприятиями.
Сегодня считается, что именно Ф. Тейлором были заложены современные основы американского предпринимательства. Фундаментальной основой его философии выступала концепция разумного эгоизма. В частности, он говорил о том, что вознаграждение за труд должно соответствовать тому вкладу, который рабочие вносят в производственный процесс. «В бизнесе нет места благотворительности» - говорил он.
Будучи по образованию инженером Ф. Тейлор создал первую в истории менеджмента систему научного управления. Ее основополагающей целью выступало обеспечение максимальной прибыли собственникам предприятия. Достижение этого было возможным благодаря принуждению рабочих трудиться с предельным напряжением сил.
Конечную цель всех производственных процессов Ф. Тейлор видел в приумножении благосостояния и повышении комфорта человеческого общества. При этом он прямо указывал на необходимость и важность социальной ответственности лидеров бизнеса.
Главным достижением Ф. Тейлора считается разработка системы организации труда и управления производством, которая представляла собой совокупность методов управления производственными процессами, организации и нормирования труда, а также принципов подбора и расстановки кадров. Ее основные элементы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые элементы системы организации труда и управления производством Ф. Тейлора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность данной системы, в конечном счете, сводилась к максимизации прибыли предприятия посредством безудержного повышения интенсификации труда рабочих.
Основными положениями системы управления, предложенной Ф. Тейлором, являются:
- спецификация производственных функций (каждый работник должен выполнять лишь ту работу, к которой он наиболее годен);
- нормализация условий и приемов работы;
- предоставление всем работникам точных инструкций;
- отбор кадров на основе научно определенных признаков;
- обучение, тренировка и спец подготовка работников;
- обеспечение учета и контроля всех видов работ;
- разделение административной и исполнительской работы;
- введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими;
- стремление к обеспечению сотрудничества между администрацией и работниками.
Особое внимание Ф. Тейлор акцентировал на том, что менеджеры должны осуществлять подбор, обучение и расстановку рабочих на те места, где они смогут принести наибольшую пользу. Также в обязанности менеджмента входит установка заданий для рабочих, распределение материальных ресурсов и обеспечение рационального их расходования, мотивация работников к высокой производительности труда, своевременный контроль их действия и поощрение за достигнутые результаты.
Именно Ф. Тейлор выдвинул идею о том, что управление предприятием может и должно быть системным. В частности, систему управления должна обеспечиваться разработанными и апробированными научными методами организации труда. Организация труда и система управления подлежат проектированию.
Помимо прочего Ф. Тейлор разработал функциональную структуру управления организацией, в соответствии с которой контроль за ходом работ и выдача указаний должны осуществляться не одним единоличным руководителем, а несколькими (функциональное разделение власти).
Принципы производительности Гаррингтона Эмерсона
Гарринтон Эмерсон (1853-1931 гг.) был современником и в значительной степени единомышленником Ф. Тейлора. Будучи лингвистом по образованию, он занимался торговыми и банковскими операциями, выполнял инженерные и экономические расчеты для железной дороги, представлял интересы американского синдиката. За свою жизнь он стал известным организатором и рационализатором промышленности.
Незаурядные аналитические способности, навыки научной работы и богатый практический опыт Г. Эмерсона нашли свое отражение в книге «Двенадцать принципов производительности», выпущенной в 1912 году. Именно тогда и была сформирована и изложена на бумаге система повышения производительности, иначе именуемая «системой целесообразностей».
Одним из основополагающих принципов производительности Г. Эмерсон называл дисциплин, которая в первую очередь была связана с четким распределением функций. Каждому управленцу и исполнителю должны были быть четко известные его обязанности, каждый должен был быть осведомлен, за что он несет ответственность, кем и как он может быть наказан или поощрен. К числу прочих принципов производительности относились:
- четкая постановка целей производства, четкое и ясное обозначение задач персонала и четко определенные идеалы;
- здравый смысл;
- компетентные консультации;
- справедливое отношение к персоналу;
- порядок и планирование работы;
- нормы и расписание;
- нормирование операций;
- нормализация условий;
- использование письменных стандартных инструкций;
- вознаграждение за производительность;
- обратная связь.
Все эти принципы сформировали систему повышение производительности Г. Эмерсона. Основной целью подобной системы выступало устранение потерь. С этой целью Г. Эмерсон сформулировал критерии эффективной реализации контроля. По его мнению, он должен был быть быстрым, непрерывным, точным и достаточным.
Таким образом, управленческая система Г. Эмерсона включала в себя множество составляющих. Некоторые из них были схожи с системой Ф. Тейлора, другие были отличны от нее. Тем не менее, оба ученых указывали на необходимость порядка и систематизации управленческих процессов, а также использование инструмента вознаграждения в целях стимулирования рабочих в высокопроизводительному труду.