Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Системный подход при анализе потенциала организации

Сущность потенциала организации как базового фактора ее конкурентоспособности

Определение 1

Потенциал организации – это совокупность возможностей фирмы, направленных на выпуск продукции и оказание услуг, включая внутренние переменные и управленческий потенциал.

Выбор стратегии развития фирмы тесно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал фирмы и ее конкурентоспособность.

Возможности организации зависят от ее ресурсов, то есть факторов производства, которыми она располагает. В рыночной экономике на потенциал организации оказывают воздействие как внутренние факторы, так и потребительский спрос, действия конкурентов, экономическая ситуация в стране и пр.

Возможности организации определяются ресурсами, или факторами производства, которые находятся в ее распоряжении. Такими факторами являются:

  • технические ресурсы – оборудование, необходимое для производства, сырье и материалы;
  • технологические ресурсы – способы изготовления продукции;
  • кадровые ресурсы – численность и квалификация кадров;
  • информационные ресурсы – включают сведения о системе и внешней среде, объемы перерабатываемой информации, ее достоверность, своевременность и пр.;
  • финансовые ресурсы предполагает величину и использование денежных средств, финансовое состояние предприятия и пр.;
  • организационные ресурсы – это применяемые способы принятия решений, включая организацию системы планирования, контроля и пр.;
  • временной ресурс – время представляет невосполнимый ресурс.

Отмечена довольно широкая вариативность объединения разных ресурсов в одно целое, которое приводит к огромному разнообразию внутреннего строения предприятия и их состояний. При работе над улучшением внутреннего состояния, предприятие наращивает и собственные возможности, и организованность. Иными словами, на потенциал организации оказывает влияние внутренняя среда, но на сегодняшний день, значительно большее влияние оказывают внешние условия: величина потребительского спроса, действия конкурентов, отношения с поставщиками сырья, политика правительства и пр.

«Системный подход при анализе потенциала организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Особенностями потенциала предприятия выступают:

  • вероятностный характер потенциала;
  • величину потенциала определяют как слабое звено, то есть в качестве самой неразвитой составляющей;
  • изменчивость под воздействием изменения качества, пропорций ресурса;
  • изменения условий среды, в которых работает предприятие.

Потенциал, обеспечивающий достижение целей организации, выступая одним из конечных продуктов стратегического управления.

Системный анализ потенциала организации

Системный анализ потенциала предприятия следует начинать исследованием структуры отрасли в которой работает данное предприятие. Необходимо сказать, что основная единица – отрасль, которая представлена группой конкурентов, производящих товары и услуги и находящихся в непосредственном соперничестве друг с другом.

Организация внутри любой отрасли испытывает воздействие пяти сил, которые впервые были выделены М. Портером, ими же определяется уровень конкуренции:

  • Первая сила – соперничество конкурентов в одной отрасли, между компаниями, производящими одинаковый продукт и продающими ее на одном рынке. Предприятия могут находиться в конкурентных взаимоотношениях по какому-то одному параметру, например, цена на товар, либо по нескольким – качество продукции, реклама, используемые инновации. Конкурентная борьба ужесточается с увеличением количества фирм-конкурентов с постепенным выравниванием их размеров и потенциала и с медленным ростом спроса на рассматриваемый товар.

  • Вторая сила – это угроза появления новых конкурентов. Если с увеличением количества фирм, рост потребительского спроса не будет пропорционально возрастать, то цены и прибыль будут снижаться. Иными словами, приходом в ту или иную отрасль новых фирм, обусловлена верхняя граница прибыльности рассматриваемой отрасли.

  • Третья сила – угроза появления товаров-заменителей.

    Определение 2

    Заменитель – это товар, который соответствует тем же критериям, что и рассматриваемый товар из интересующей отрасли.

    Если заменитель по какому-либо параметру начнет привлекать большее внимание покупателей, то конкурирующие фирмы окажутся в условиях финансовых потерь.

  • Четвертая сила – способность покупателей выставлять свои условия. Крупные клиенты могут воздействовать на уровень прибыли продающих компаний.

  • Пятая сила – способность поставщиков выставлять компаниям свои условия. У продавцов есть ряд преимуществ, если поставки рассматриваемого товара имеют значение для покупателя, когда же на рынке существует несколько крупных фирм-поставщиков, имеющих прочные позиции, их уровень конкуренции невысок.

Если совокупное действие названных сил на рынке будет ощутимым, то можно предположить, что вне зависимости от типа производимой продукции и услуг, уровень прибыли в данной отрасли будет невысоким. Наоборот, при слабом действии данных сил может быть повышен уровень цен, и достигнут уровень прибыли выше среднего в отрасли. Фирмы могут оказывать воздействие на каждую из пяти сил через собственную стратегию. Но отдельные нововведения каждой фирмы могут вызвать только непродолжительное преимущество, а когда их начнут использовать все остальные фирмы, это вызовет ухудшение состояния всей отрасли.

Определяющий фактор в отношении прибыльности той или иной отрасли – это вопрос удастся ли фирме получить и сохранить для своих клиентов стоимостные преимущества или они будут полностью утрачены в процессе конкурентной борьбы. Структурой отрасли определяется кому достанутся эти преимущества. При этом нельзя забывать, что фирмы, вновь вошедшие на рынок, могут отобрать преимущества у своих конкурентов, через более низкие цены или увеличение затрат на конкурентную борьбу. Также крупные поставщики могут присваивать себе стоимостные преимущества, которые предназначаются для покупателей, при этом используя средние фирмы, которым на рынке отведена лишь небольшая доля.

Дата написания статьи: 05.05.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot