Сущность и особенности корпоративных финансов
Под корпоративными финансами следует понимать финансовые отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных накоплений и доходов корпоративных структур хозяйствования, а также их использованием на различные цели и нужды, такие как финансирование затрат, погашение кредиторской задолженности, исполнение обязательств по кредитным договорам и т.п. Иначе говоря, это финансы (денежные средства) корпораций.
Структура корпоративных финансов в общем виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура корпоративных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, справедливо говорить о том, что источником формирования корпоративных финансов может выступать как собственный, так и привлеченный капитал. Главным источником получения средств для финансирования деятельности корпорации считает ее доход от продажи товаров, выполнения работ и/или оказания услуг.
Собственные средства корпораций формируются за счет акционерного капитала, величина которого представляет собой номинальную стоимость всех акций, выпущенных Обществом и распределенных между его акционерами. Также к ним относится нераспределенная прибыль за прошедшие периоды.
Заемный капитал может быть представлен долго- и краткосрочными займами. В их число входят банковские ссуды и кредиты, кредиторская задолженность и пр.
Основной целью корпоративных финансов выступает финансирование деятельности корпоративной организации.
Корпоративные финансы выполняют ряд функций, а именно:
- ресурсообразующая;
- распределяющая;
- регулирующая;
- контрольная.
Каждая из них имеет свои особенности. Первая непосредственно связана с основной цель функционирования институту корпоративных финансов. Вторая определяется необходимостью рационального распределения и перераспределения денежных средств внутри корпорации.
Третья относится в внешним функциям и предполагает необходимость применения таких методов регулирования, которые могли бы заинтересовать участников корпоративных отношений в развитии тех или иных видов деятельности, повышении эффективности производства и росте прибыли.
Наконец, четвертая сопряжена с необходимостью осуществления финансового контроля за формированием, движением и использованием капитала корпорации и ее финансовых ресурсов, учитывая общекорпоративную стратегию развития компании.
Финансовые отношения корпоративных структур формируются в процессе их взаимодействия с различными группами стейкхолдеров, будь то акционеры (формирование уставного капитала и выплата дивидендов), кредиторы (получение и погашение займов и обязательств), государство (уплата налогов и сборов в бюджет) или иные группы заинтересованных сторон. В таких условиях корпоративное финансовое управление приобретает особую роль. Рассмотрим его инструменты более подробно.
Финансовые инструменты корпоративного управления
Как показывает практика, корпорации в современном мире представлены в основном акционерными обществами, которые в соответствии действующим в России законодательством могут быть публичными и непубличными. Основным инструментом их финансового управления выступает акционерный капитал.
Основной ценной бумагой, благодаря которой происходит распределение корпоративной собственности, является акция.
Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую за ее владельцем ряд прав, а именно:
- право участия в управлении корпорацией;
- право на получение части прибыли в виде дивидендов;
- право на часть имущества корпорации, пропорциональную количеству акций у собственника в том случае, если акционерное общество будет ликвидировано.
Акции служат не только инструментом, измеряющим отношения собственности, но и одним из источников инвестиций. Их стоимость может быть номинальной и курсовой. Первая определяется при выпуске акций и является первичной, а вторая устанавливания на рынке ценных бумаг и окончательно формируется под воздействием спроса и предложения на фондовой бирже после котировки.
Курсовая стоимость акций определяется рядом факторов, в общем виде представленных на рисунке 2.
Рисунок 2. Факторы, определяющие курсовую стоимость акций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чем выше курсовая стоимость акций, тем больший объем инвестиционных средств способна привлечь корпорация для финансирования своей деятельности в результате дополнительной эмиссии акций. В то же время, чем большим объемом (количеством) акций владеет определенный акционер, тем выше его власть в управлении корпорацией.
Финансовая политика как основополагающий элемент корпоративного финансового управления
Финансовая политика корпорации является неотъемлемым элементов практики корпоративного финансового управления и фактически представляет собой ее воплощение. В общем виде под ней следует понимать совокупность корпоративных действий в финансовой сфере, обозначенных ориентацией на определенные цели.
Как правило, финансовая политика разрабатывается по определенным направлениям финансовой деятельности корпорации, требующим обеспечения наиболее эффективного управления. Зачастую ее формирование носит многоуровневый характер.
Содержание финансовой политики определяется рядом звеньев, включающих в себя три элемента:
- разработка оптимальной концепции управления финансами, способной обеспечить сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;
- определение базовых направлений использования финансовых ресурсов на плановый период;
- выбор и планирование действий, направленных на достижение поставленных целей.
Всякая корпоративная финансовая политика ставит перед собой ряд задач, вся сущность которых сводится к оптимизации структуры капитала, максимизации прибыли как источника экономического роста, достижению финансовой открытости для стейкхолдеров, использованию рыночных механизмов привлечения капитала и разработке эффективного управления финансами. Последнее, в свою очередь, определяется оценкой текущего финансового положения, постановкой стратегических целей и поиском способов и инструментов их достижения. Предопределяющая роль отводится финансовой стратегии.