Корпоративное управление в корпорациях с государственным участием
Согласно действующему в России законодательству под корпорациями следует понимать юридических лиц, участники которых обладают правом членства в них и осуществляют формирование их высшего органа.
В современном мире вопросам развития корпоративного управления уделяется все больше и больше внимания. При этом касается это как частных структур, так и государственных корпораций.
Корпорациям, акционером которых выступает государство, отводится особая роль в экономике страны, сопряженная с высоким уровнем предъявляемых к ним требований.
С одной стороны, государственные пакеты акций выступают в роли материальной основы обеспечения деятельности аппарата государственной власти, а с другой – госкорпорации играют роль некоего инструмента проведения определенной экономической политики со стороны правительства страны.
Свою специфику имеют и цели, преследуемые в процессе управления пакетами акций, принадлежащих государству (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые цели управления пакетами акций государственных корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Само положение государства в общей системе корпоративного управления имеет двойственную природу. С одной стороны, оно выступает в роли сборщика налогов и играет определенные контрольные функции – выступает арбитром регулирования рыночных отношений. И гарантом социальной стабильности. В то же время государство является заказчиком и потребителем, то есть выступает в качестве внешней силы.
В общей сложности можно выделить два основных типа корпораций с государственным участием:
- 100% акций компании принадлежит государству;
- государству принадлежит менее 100% акций компании.
В России корпорациями со 100% участием государства являются «Объединенная ракетно-космическая корпорация» и «Россельхозбанк».
Характерной особенностью государственных корпораций выступает более низкий риск вероятности банкротства и низкая вероятность попыток реализации недружественных поглощений со стороны других участников рынка. С одной стороны, это обеспечивает им определенную стабильность, а с другой – снижает мотивацию к повышению эффективности деятельности корпоративных структур.
Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций
Результатом государственного участия в капитале корпоративных образований становится расширение круга участников корпоративных отношений. Помимо менеджеров и акционеров к ним добавляются ведомства и официальные представители государства. Первые формируют позицию государства как акционера, а вторые – защищают его интересы в органах управления корпорации.
В корпорациях с госучастием происходит смешение функций советов директоров в сторону транслирования решений, принятых на более высоком уровне. Фактически в таких корпорациях большая часть членов совета директоров состоит из представителей государства в лице уполномоченных лиц. Соответственно по проблемным вопросам они голосуют согласно правительственным директивам.
Как показывает практика, такие члены совета директоров не принимают активного участия в выработке решений, а их вознаграждение за работу в совете директоров зачастую минимально. Это, наряду с их должностной иерархией, снижает их заинтересованность в повышении эффективности функционирования корпоративных структур.
Основные проблемы, наблюдаемые в сфере государственного корпоративного управления, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Недостатки корпоративного управления в государственных корпорациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Низкая активность деятельности советов директоров, наблюдаемая в российских госкорпорациях неизбежно приводит к тому, что управленческие решения, принимаемые на высшем уровне, зачастую определяются вовсе не экономическим интересами компании и ее акционеров, а волей государства. В результате само корпоративное управление в вступает в противоречие с основной стратегической целью бизнеса – повышением его эффективности.
В таких условиях особая роль в повышении эффективности государственного корпоративного управления отводится развитию института независимых директоров.
Роль независимых директоров к государственном корпоративном управлении
В настоящее время, согласно принятой законодательной практике, корпорации (как государственные, так и частные) вправе избирать в совет директоров представителей двух типов:
- зависимых директоров и представителей государства;
- независимых аутсайдеров.
Международный, а в последние годы и российский опыт свидетельствует о том, что независимые директора играю огромную роль в совершенствовании института корпоративного управления.
Согласно действующему законодательству независимость директора совета директоров определяется его соответствием ряду критериев, а именно отсутствием связей с Обществом (включая отсутствие долевой собственности на акционерный капитал), его существенными акционерами, контрагентами, конкурентами и государством.
Привлечение независимых директоров к управлению регламентируется нормами деловой практик и находит свое отражение в соответствующих принципах корпоративного управления. Так, например, российский Кодекс корпоративного управления, принятый Банком России в 2014 году, указывает на необходимость включения в состав советов директоров не менее 1/3 независимых аутсайдеров. В то же время правила листинга Московской биржи формируют более низкий критерий – не менее 1/5 независимых членов в составе совета директоров.
Независимым директорам в государственном корпоративном управлении отводится особая роль. Их функции сводятся к необходимости контроля на деятельностью менеджмента госкорпораций, представлению в совете директоров интересов акционеров (включая государство), стратегическому консультированию и оказанию помощи и содействия в разрешении конфликтных ситуаций в интересах компании.
Представляется, что залогам развития государственного корпоративного управления в России выступает дальнейшее развитие института независимых директоров.