Стратегическое управление
Управление - это работа, направленная на упорядочение процесса функционирования и развития технических и социальных объектов. В управлении немалую роль играет менеджер, который ориентирован на планирование и решение стратегических задач, формулирование целей деятельности организации и поиск путей усовершенствованию работы и повышения конкурентоспособности предприятия.
Стратегическое управление - это не только долгосрочное прогнозирование и планирование, но и маркетинг рынка, анализ текущего положения предприятия в конкурентной среде.
Впервые понятие стратегического планирования появилось в западной науке в 60-70 годы 20 века, постепенно исследователи стали проявлять интерес к рассмотрению особенностей реализации целей стратегического управления, главная роль в котором отведена менеджерам. Связано это с тем, что менеджеры - это люди, которые ориентированы на выполнение различных задач и видов деятельности. Менеджеры работают с большим объемом информации, взаимодействуют с людьми, ориентируются не только на текущие результаты, но и на глобальное разрешение сложных стратегических задач. Управленческая деятельность в рамках реализации стратегических задач является основополагающей, и менеджеры - это именно те специалисты, которые могут выполнять работу на высоком уровне.
У стратегического управления есть ряд специфических характеристик:
- миссия ориентирована на выживание компании в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах;
- установление баланса между внешними и внутренними ресурсами, благодаря чему будут разрешены внутренние проблемы компании и удовлетворены потребности инвесторов, заинтересованных в организации и получении прибыли от производственного процесса;
- поиск возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание динамики изменений.
Стратегические задачи отвечают долгосрочным перспективным требованиями, система выстраивается с учетом человеческого капитала, информационного обеспечения и состояния рынка. Эффективность стратегического управления определяется своевременными и точными реакциями компании на запросы ранка, реакциями на спрос, который изменяется с появлением новых товаров и услуг. Стратегическое управление - деятельность, ориентированная на разработку и последующую реализацию стратегии в масштабе реального времени. Формируются задачи, обозначаются направления развития, а менеджеры отвечают за разрешение поставленных вопросов и за то, чтобы компания преодолела кризисное состояние.
Роль менеджера в решении стратегических задач
Стратегические изменения - непростая задача, и ее решение не всегда приводит к конкретным и желаемым результатам. Но менеджеры могут увеличить шансы на осуществление изменений, если будут действовать в следующем порядке.
Первый шаг - осуществление анализа организации. Анализ помогает выявить проблемы и соотнести собственные силы и возможности с рисками. Анализ должен позволить определить действительную значимость проблем, необходимую скорость их решения, а также уточнить виды изменений, которые требуются.
Второй шаг - анализ механизмов, средств и факторов, которые необходимы для реализации изменений. Анализ концентрируется на вопросах о том, кто сопротивляется изменениям, почему и насколько сильно происходит сопротивление, чем определяется сила конкурентов, кто обладает ресурсами и информацией, необходимой для планирования.
Третий шаг - выбор стратегии. От ее выбора зависит скорость изменений и темп, объем работ и временные ресурсы, которыми обладает менеджер. Сюда относится тактика использования человеческого капитала, групп людей, которые обладают знаниями в области и способны сделать предложения по разрешению противоречия и снизить риски к нулю.
Осуществляя вышеперечисленные действия, менеджеру следует помнить, что плохая тактика и неправильно выбранная стратегия не приведут к успеху, и задача не будет разрешена. В бизнесе, который продолжает становиться все более и более динамичным, последствия плохого выбора могут оказаться чрезвычайно суровыми. Поэтому задача менеджера - сделать выбор в пользу безопасной стратегии, решить задачу, сделать прогноз на будущее.
Задача менеджера состоит из пяти частей, а части объединены стратегией:
- Первая задача сводится к тому, что менеджер определяет вид коммерческой деятельности. Он формирует стратегические направления развития организации, обозначает цели, краткосрочные и долгосрочные перспективы ее развития.
- Вторая задача заключается в том, что управленцу нужно собрать вокруг себя команду единомышленников, погруженных в особенности деятельности и способных предлагать варианты разрешения вопроса. Общие цели превращаются в конкретные направления работы, стратегические задачи делятся на узкие направления, за выполнение каждой задачи отвечает отдельный человек или группа.
- Третье направление деятельности - реализация выбранного плана. Но прежде чем приступить к реализации плана, необходимо его составить. Для этого менеджер изучает большой объем информации, взаимодействует с руководителями и партнерами компании, определяет перспективные направления и отвечает на вопросы, когда, как, каким образом он планирует решать задачу. Реализация выбранной стратегии зависит от того, успешно ли была проведена подготовительная работа, были ли заинтересованы другие участники процесса в работе, насколько велика мотивация участников.
- Четвертая задача - оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке.
- Пятая задача – на основе проделанного анализа внесение корректив в долгосрочные планы и основные направления деятельности, в цели и стратегию в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.
Таким образом, стратегические задачи - часть менеджерской деятельности. Задачи определяют узкие направления деятельности компании, а эксперты выдвигают требования к решению вопросов. Достижение стратегических задач говорит о том, что менеджеры выбрали верную стратегию, подобрали тактику и учли риски, с которыми сталкиваются эксперты в процессе работы.