Сущность внутренних рисков
Внутренний риск - это риск, обусловленный деятельностью предприятия и его контактных аудиторий.
На уровень внутреннего риска оказывает влияние деловая активность менеджмента предприятия, используемая маркетинговая стратегия, политика и тактика и прочие факторы: техническое оснащение, производственный потенциал, уровень специализации и производительности труда, соблюдение техники безопасности.
Условно все внутренние риски делятся на субъективные и объективные.
Оценка субъективных внутренних рисков
Среди субъективных внутренних рисков выделяют риски принятия управленческих решений на этапе планирования и реализации стратегии:
- риски неверно выбранной цели;
- риски некорректного определения стратегической зоны хозяйствования;
- риски разрыва стратегического, тактического и оперативного планирования, нарушение подчиненности целей и планов.
Оценка объективных внутренних рисков
Среди объективных внутренних рисков выделяют риски, которые связаны с разными направлениями хозяйственной деятельности предприятия. Целесообразно выделить несколько видов таких рисков.
- Экологический риск возникает из-за нарушения законодательства об охране окружающей среды, по причине отсутствия разрешений и лицензий, сокращения работоспособности системы очистных сооружений и т. п. Экологической риск несут различные стихийные бедствия, наводнения, пожары и пр.
- Юридические риски представляют собой это риски, которые могут быть вызваны отсутствием соответствующей лицензии на осуществление деятельности, нарушением патентного законодательства, ведением разного рода судебных процессов, неисполнением договорных обязательств и т.п.
- Риски персонала могут возникать из-за низкого качества менеджмента, неэффективной мотивации персонала, неадекватной текущей ситуации системы оплаты труда, текучести кадров, сокращения производительности труда, различных потерь рабочего времени.
- Риски непреодолимой силы обстоятельств могут возникать вследствие непредсказуемых изменений условий финансово-хозяйственной деятельности, а также нарушения техники и технологии безопасности.
- Экономические риски могут быть связаны со снижением рентабельности деятельности, с изменением отпускных цен на продукцию, изменением конъюнктуры рынка основного сырья и энергоносителей. Кроме того, экономическим риском является риск потери активов, сокращения финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, снижения объема собственного капитала или увеличения заемного капитала.
- Маркетинговый риск связан с утратой рынков сбыта, изменением предпочтений потребителей, неэффективным построением портфеля заказов, колебаниями спроса и т. п. К рискам маркетинга также относятся риски неэффективной рекламы, риск появления нового конкурента или товара-субститута, риск неправильной ассортиментной или ценовой политики.
- Финансовые риски подразумевают инфляционные риски, риски сокращения денежного потока, изменения ставки рефинансирования, повышения налоговой нагрузки, изменения цен на энергоносители, что приведет к потерям финансовых ресурсов из-за обслуживания долгов естественных монополистов.
Отметим, что практически невозможно четко установить границу между отдельными видами внутренних рисков. Все они взаимосвязаны, изменяют и дополняют друг друга и в сторону приумножения влияния факторов риска, и в сторону смягчения этого воздействия. Уровень внутренних рисков может быть различным и зависит от значительного количества факторов.