Должностная инструкция руководителя по риск-менеджменту – это основной нормативно-организационный документ, устанавливающий функции, права, обязанности и ответственность данного сотрудника.
Обязанности руководителя по риск-менеджменту
Как правило, руководитель по риск-менеджменту непосредственно подчиняется генеральному директору предприятия. При этом основными целями деятельности данного сотрудника является:
- минимизация или предотвращение убытков предприятия;
- достижение планового значения чистой прибыли предприятия.
Для достижения перечисленных целей руководитель по риск-менеджменту исполняет ряд обязанностей:
- Проведение целенаправленной работы по определению угроз возникновения убытков и выявлению источников появления рисков. Для этого специалист анализирует отчетность, организует проведение аудита и контрольной проверки, анализирует принимаемые управленческие решения, разбирает причины возникновения отклонений.
- Проведение оценки установленных рисков, качества и эффективности существующей системы управления рисками.
- Создание и поддержание актуального состояния карты рисков по всем закрепленным агрегированным рискам.
- Формирование приоритетных задач и ключевых факторов успеха для достижению целей системы управления риском.
- Разработка политики и методов управления всеми видами агрегированных рисков, организация утверждения разработанной программы.
- Непосредственная организация всех необходимых мероприятий по достижению целей риск-менеджмента, в том числе планирование мероприятий, разработка, согласование и организация постановки целей в разрезе детализированных рисков, обеспечение реализации и применения необходимых управленческих и организационных форм работы.
- Контроль достижения целей по удержанию в заданных пределах закрепленных рисков.
- Ведение периодической отчетности по результатам управления рисками.
- Ведение архива данных относительно реализовавшихся, появившихся и потенциальных рисков.
Показатели оценки деятельности руководителя по риск-менеджменту
Деятельность руководителя по риск-менеджменту оценивается на базе ключевых показателей:
- средняя доля выполнения ежемесячного плана мероприятий за один квартал;
- степень достижения заданных целей минимизации и предотвращения убытков предприятия;
- выполнение плана по годовой чистой прибыли предприятия.
Основные права руководителя по риск-менеджменту
Данный сотрудник имеет права, которые необходимы для выполнения непосредственных функциональных обязанностей:
- вынесение на рассмотрение руководства предложений по совершенствованию системы управления рисками предприятия;
- участие в планировании развития предприятия;
- участие в составление нормативной документации, затрагивающей сферу управления рисками;
- разработка методических рекомендаций по управлению рисками для каждого подразделения предприятия;
- инициация создание новых организационных форм для достижения целей системы управления рисками;
- получение отчетов в разрезе отдельных направлений деятельности предприятия с необходимой детализацией;
- инициация необходимых управленческих воздействий для достижения план по минимизации и устранению закрепленных видов риска.
Требования к руководителю по риск-менеджменту при приеме на работу
Данный сотрудник должен иметь высшее образование, обычно приветствуется образование в сфере менеджмента. Кроме того, среди основных требований к квалификации руководителя по риск-менеджменту – наличие опыта соответствующей работы. Потенциальный кандидат на эту должность должен обладать знаниями в части риск-менеджмента и некоторыми навыками программирования, быть способным к самообучению и самостоятельной работе. Руководитель по риск-менеджменту должен обладать аналитическими и коммуникативными способностями, навыками разрешения различных конфликтных ситуаций и эмоциональной устойчивостью.