Процесс регулирования в менеджменте
Менеджмент представляет совокупность приемов и форм, а также методов, которые определяют особенности управления ресурсами. Менеджерская деятельность связана с интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами, играющими решающую роль в деятельности предприятия и повышение конкурентоспособности фирмы.
Процесс управления включает указанные ниже функции:
- планирование;
- мотивация;
- организация;
- контроль.
В статье будет рассмотрена функция контроля и связанная с ним функция регулирования.
Под регулированием следует понимать деятельность, направленную на поддержание заданных параметров системы, динамически изменяющейся под влиянием внешних факторов.
Регулирование определяется задачей: сохранить состояние порядка. Порядок касается подсистемы производства и подсистемы управления и влияет на функционирование компании. Функция регулирования определяется нормативно-правовыми актами и наличием обозначенных правил, которым должна соответствовать систему. Регулирование направлено на нивелирование возникающих отклонений. Процесс производства носит динамический характер, непрерывные изменения ситуации влекут за собой трансформацию структуры предприятия. Воздействия среды подразумевают изменения в производстве, реагирование на них осуществляется благодаря так называемому диспетчированию. Диспетчирование - это форма оперативного регулирования.
Возмущающие воздействия внешней среды имеют место, прежде всего в отношениях между предприятиями - по горизонтали «потребитель –поставщик». Здесь наблюдаются, к сожалению, частые нарушения контрагентами обязательств по поставкам, что сильно осложняет регулирование. Однако в имеющихся условиях орган управления через функцию регулирования должен обеспечить сохранение заданных параметров. Среди приемов такого регулирования выделяют выравнивание отклонений, компенсацию возмущений и устранение помех, воздействующих на текущую ситуацию. Таким образом, регулирование позволяет не только корректировать возникающие ситуации, но и осуществлять профилактику предпринимательских рисков. Регулирование находится в компетенции экспертов, которые овладели механизмами регулирования, осознанно подходят к вопросам качества производственного процесса и продукции.
Цели, задачи и объекты контроля в менеджменте
Помимо регулирования в управленческой деятельности реализуется функция контроля. Без контроля не могут быть нормально реализованы иные функции менеджмента, такие как управление производством, принятие решений, маркетинг, обмен информацией, создание взаимодействий между партнерами, сотрудниками, производителями и потребителями. Контроль призван обеспечивать корректную оценку текущей ситуации, создавать предпосылки по внесению корректировок в стратегию и тактику развития предприятия и его отдельных структурных подразделений. Поэтому контроль выступает значимым инструментом принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
К задачам контроля относятся:
- определение слабых мест, рисков и ошибок, которые проявляются в процессе производства и управления;
- своевременное исправление ошибок;
- предотвращение повторения ошибок;
- обеспечение соответствия между ожидаемыми мероприятиями и осуществляемой деятельностью.
Объекты контроля - это средства труда, предметы трудовой и производственной деятельности, человеческий капитал (персонал) организации, производственные и управленческие процессы, влияющие на создание новых товаров и услуг.
Контроль выполняет своеобразные функции, и как правило контролирующими и регулирующими процессами заняты эксперты в области принятия управленческих решений. В первую очередь осуществляется сбор, последующая обработка информации и аналитическая работа. Выявляются итоги деятельности компании и отдельно взятых подразделений. Эксперты сравнивают текущие показатели с плановыми, выявляют отклонения и анализируют причины отклонений. Анализ требуется для того, чтобы понять основу неисправностей, выявить, кто отвечает за текущее положение компании.
Вторая функция состоит в постепенной разработке мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения. Практика показывает, что своевременное обнаружение неполадок помогает предотвратить серьезные и массовые отклонения, нормализовать и стабилизировать работу, делегировать часть полномочий. Это важно для руководителей и топ-менеджеров, поскольку без разрешения текущих противоречий непросто приступить к реализации новых видов работ.
Чтобы осуществить контроль требуются планы. Невозможно определить результативность деятельности и предварительные результаты, если начальные цели не актуализированы. Также в контроле требуется организационная структура, поскольку эксперту следует быть в курсе того, кто отвечает за участок работы, кто справляется с деятельностью, а из-за кого работа продвигается медленно и не отличается качеством. Экспертами выделяется 2 типа контроля: стратегический и тактический. Стратегический контроль (иными словами, управленческая контрольная деятельность) направлен на разрешение соответствующих стратегических задач. Управленческий контроль связан со стратегическим планированием и управлением. Эксперты подбирают тактику реализации производственного процесса, определяют поэтапное выполнение задач при достижении целей.
Тактический (административный) контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, планов и программ. На предварительном этапе контролируется деятельность, но еще не обозначены тактические аспекты. На текущем этапе управленцы ориентируются на план. Задача - обнаружить отклонения вовремя, определить ошибки и рассчитать риски. Заключительный этап контроля осуществляется после выполнения программы. Цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрить за достигнутые результаты.