Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
Развитие теории и практики менеджмента – это обусловленный объективными (развитие общества и науки) и субъективными (менталитет руководства, его взгляды, восприятие научных теорий и закономерностей, консервативность и ориентированность на нововведения) обстоятельствами непрерывный процесс.
Практическая деятельность в сфере менеджмента является фундаментом, без которого невозможно эффективное функционирование современных предприятий. Организация не может действовать в постоянно трансформирующихся условиях внешней среды без грамотно спроектированной системы управления. На представления об управлении компанией оказывают влияние разнообразные факторы:
- характеристики внешней среды,
- уровень развития технологии,
- принятая в обществе система трудовых отношений,
- развитие информационных технологий.
Среди ученых не сформировано единого мнения о том, с какого момента управленческая деятельность приобрела статус самостоятельной сферы, перестав быть косвенным проявлением власти. По мнению Р. Ходжеттса, условия для выделения менеджмента как специфического вида деятельности сформировали три управленческие революции:
- религиозно-коммерческая (V-IV тыс. лет до н. э.). В это время шумерские жрецы перестали приносить кровавые жертвы богам. Дань стала взиматься продуктами, которые находили практическое применение – использовались для обмена, накопления и потребления. В ведение жрецов были отнесены не только ритуальные почести, но и сбор налогов, распределение государственного бюджета и подобные обязанности,
- светско-административная (1792-1750 гг. до н.э.), связанная с реформами вавилонского правителя Хаммурапи. Свод законов Хаммурапи сформировал первую административную систему, регулирующую многообразие отношений между разными социальными группами,
- производственно-строительная (605-562 гг. до н.э.), связанная с вавилонским царем Навуходоносором II. Его заслугой является совершенствование организации труда (в зернохранилищах и на текстильных фабриках).
А. И. Кравченко дополняет список еще двумя революциями:
- промышленная (Великая индустриальная революция XVIII-XIX вв.), стимулировавшая развитие капитализма в Европе. С этого момента обогащавшие менеджмент открытия стали происходить регулярно. На смену единому руководителю-собственнику пришел распределенный акционерный капитал, а управление при этом было передано наемным менеджерам,
- менеджерская революция (середина XX века), в ходе которой появился класс профессиональных менеджеров.
Современный менеджмент как наука развивается высокими темпами за счет синтеза накопленных практических наблюдений и теоретических разработок.
Этапы развития теории и практики менеджмента
В развитии теории и практики менеджмента можно выделить множество подходов и школ. Тем не менее, можно выделить определенные крупные этапы.
Первые работы, демонстрирующие научный подход к обобщению накопленного управленческого опыта и закладывающие основы менеджмента как науки, появились в конце XIX – начале XX века. Исторически первым стал классический этап менеджмента, в рамках которого можно выделить три компонента:
- Научный менеджмент (представители Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. Гилберт и др.). В центре внимания исследователей находилась научно обоснованная организация производственных процессов, максимальная рационализация и стандартизация.
- Административный менеджмент (представители А. Файоль, М.П. Фоллет и др.). Акцент смещается на изучение организации в общем, а также функциям планирования, организации, координации и контроля.
- Концепция бюрократических организаций (ярчайший представитель – М. Вебер), предполагающая четкое разграничение сфер ответственности и должностных обязанностей рабочих, разделение управления и собственности, ведение отчетности в формализованном виде.
В 1930-х развивается школа «человеческих отношений», логическим продолжением которой стала школа поведенческих наук. На этом этапе в центр внимания были помещены поведение и потребности работников, психология отношений, групповые интересы и социальные взаимодействия. Эмпирической базой послужили эксперименты Э. Мэйо, проведенные в 1927-1933 гг. на предприятиях «Вестерн Электрик» в городке Хоторн (так называемые Хоторнские эксперименты).
Среди важных принципов управления, сформулированных на этом этапе, можно указать следующие:
- у каждого индивидуума есть уникальные цели, мотивы, потребности,
- для формирования положительной мотивации с рабочими нужно обращаться как с личностями, а не как с «роботами»,
- на производительность труда влияют семейные или личные обстоятельства рабочих,
- решающим фактором является эффективная информация и процессы обмена ей.
В рамках этого этапа была разработана знаменитая пирамида потребностей А. Маслоу.
Во второй половине XX века начинается новый этап развития теории и практики менеджмента, связанный с появлением количественной школы науки управления. Ее особенностью стало широкое применение математических моделей для решения управленческих проблем. Основные подходы, применяемые на этом этапе:
- процессный (управление есть непрерывная серия взаимосвязанных функций – планирования, организации деятельности, мотивации и контроля, связанных принятием решений и коммуникациями),
- системный (процессы и явления рассматриваются как целостные структуры, системные объекты),
- ситуационный (это не просто способ мышления, но и набор конкретных действий; его сущность сводится к тому, что различные ситуации для достижения максимального эффекта требуют применения разных инструментов управления и разных методов).
Необходимо отметить, что развитие менеджмента происходило не единообразно по всей планете. На каждом из этапов проявлялись национальные особенности, что привело к формированию японской, европейской и американской моделей, имеющих значительные различия.