Понятие теорий менеджмента
Теории менеджмента – это основополагающие принципы управления, которые характеризуют взгляды управляющих на отношение работников к труду, образуют философию управления.
Модели и теории менеджмента образуют течения и школы. Если отдельную теорию может разработать один автор или небольшой научный коллектив, то школы и течения складываются из достижений достаточно большого количества исследователей, которые могут проводить свои изыскания независимо, работая в разных точках мира, но при этом приходя к сходным выводам, имея общность воззрений.
Менеджмент (теория управления) развивается, эволюционирует. Общество в целом, в том числе трудовые отношения в нем, претерпевают изменения. Кроме того, в разных странах действуют национальные особенности. Все это приводит к отсутствию единой теории – порождает разнообразие теорий менеджмента.
Существуют разные подходы к выделению теорий из всего многообразия идей, возникших в рамках менеджмента как науки. Одной из самых популярных классификаций является предполагающая выделение трех групп теорий:
- классические,
- человеческих отношений и поведенческие,
- количественных методов.
Встречается и деление в соответствии с моделью менеджмента, присущей той или иной стране:
- американская,
- японская,
- немецкая (европейская).
Классическая теория менеджмента
Развитие классической теории менеджмента начинается еще в 1820-х. Интерес к систематизированному управлению организацией возник под действием промышленной революции. Принципиально новой стала идея о том, что управление как таковое способно вносить существенный вклад в успех организации, а не просто служить одним из множества инструментов достижения целей компании.
Становление классической теории связано с трудом Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления». Именно с него ведется отсчет существования науки управления как самостоятельной области исследований.
Управление как область научных исследований сформировалось в Соединенных Штатах Америки. В качестве способствовавших этому факторов можно указать:
- ответ на потребности крупного бизнеса,
- попытка максимально использовать преимущества появившейся техники и технологий,
- желание множества людей разработать максимально эффективные методы выполнения работ.
Заслуги Ф.У. Тейлора состоят в следующем:
- формирование фундамента научно организации труда,
- разработка принципов управленческого рационализма,
- создание рациональных приемов, которые позволяют работнику не утомляться в течение рабочего дня.
Анри Файоль, разделивший все функции управления на общие (характерные для любой сферы деятельности) и специфические (касающиеся непосредственно управления предприятием), стал основателем административной школы управления. Он же провозгласил принцип соответствия работников структуре организации.
Другими авторами, внесшими значительный вклад в классическую теорию, были М. Вебер, Г. Форд, Г. Эмерсон.
Теория человеческих отношений и поведенческая теория
Основоположником теории является Элтон Мейо. Он утверждал, что организация имеет единую социальную структуру, а цель менеджмента – развитие плодотворных неформальных связей.
Принципиально новым (по сравнению с классическими теориями) стало выдвижение на первый план человеческого фактора. В центр внимания помещаются такие аспекты, как:
- взаимоотношения в организации,
- психологическое влияние в группах,
- мотивация к труду,
- роль малых групп и отдельных сотрудников.
Основным подходом к исследованию становится социально-психологический.
Развитие эта теория получила в поведенческой теории, видными представителями которой были Д. Макгрегор («Теория Х» и «Теория Y»), Р. Лайкерт, А. Маслоу (пирамида потребностей), Ф. Херцберг (теория мотивационной гигиены).
Основные достижения поведенческой теории:
- предложено использовать приемы управления отношениями между людьми в целях повышения производительности труда и удовлетворения от работы,
- наука о поведении людей начинает использоваться для построения структуры организации так, чтобы можно было максимально использовать потенциал всех работников,
- признана необходимость изучения управления поведением людей как членов организации для достижения эффективности управления.
Теории количественных методов
Количественные подходы сформировались в результате развития математики, статистики и кибернетики. Школа количественных методов представлена такими учеными, как лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович, Л. Берталанфи, В.В. Новожилов, А. Гольдберг и другими.
Ключевая идея состоит в том, что бизнес-процессы и связи между ними могут быть описаны с помощью математических методов и моделей. Поэтому для решения возникающих в рамках бизнес-процессов проблем целесообразно решать с помощью математических моделей и исследования операций.
Под исследованием операций понимают применение к операционным проблемам организации методов научного исследования.
Основные этапы процесса исследования операций:
- Уточнение проблемы.
- Разработка ситуационной модели.
- Задание количественных значений переменным модели.
- Поиск оптимального решения.
Главным отличием этой группы теорий от всех существовавших ранее является переход от словесных рассуждений к математическим моделям и количественным параметрам.
Благодаря тезису «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» эти теории получили еще одно название – «школа науки управления».
Вклад школы количественных методов в эволюцию менеджмента как науки:
- применение моделей позволило углубить понимание сложных управленческих проблем,
- получили развитие количественные методы, экономико-математические модели для принятия решений в сложных ситуациях,
- заложена основа использования в управлении информационных технологий,
- была разработана общая теория управления.