Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разнообразие теорий в менеджменте

Понятие теорий менеджмента

Определение 1

Теории менеджмента – это основополагающие принципы управления, которые характеризуют взгляды управляющих на отношение работников к труду, образуют философию управления.

Модели и теории менеджмента образуют течения и школы. Если отдельную теорию может разработать один автор или небольшой научный коллектив, то школы и течения складываются из достижений достаточно большого количества исследователей, которые могут проводить свои изыскания независимо, работая в разных точках мира, но при этом приходя к сходным выводам, имея общность воззрений.

Менеджмент (теория управления) развивается, эволюционирует. Общество в целом, в том числе трудовые отношения в нем, претерпевают изменения. Кроме того, в разных странах действуют национальные особенности. Все это приводит к отсутствию единой теории – порождает разнообразие теорий менеджмента.

Статья: Разнообразие теорий в менеджменте
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Существуют разные подходы к выделению теорий из всего многообразия идей, возникших в рамках менеджмента как науки. Одной из самых популярных классификаций является предполагающая выделение трех групп теорий:

  • классические,
  • человеческих отношений и поведенческие,
  • количественных методов.

Встречается и деление в соответствии с моделью менеджмента, присущей той или иной стране:

  • американская,
  • японская,
  • немецкая (европейская).

Классическая теория менеджмента

Развитие классической теории менеджмента начинается еще в 1820-х. Интерес к систематизированному управлению организацией возник под действием промышленной революции. Принципиально новой стала идея о том, что управление как таковое способно вносить существенный вклад в успех организации, а не просто служить одним из множества инструментов достижения целей компании.

Становление классической теории связано с трудом Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления». Именно с него ведется отсчет существования науки управления как самостоятельной области исследований.

«Разнообразие теорий в менеджменте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Управление как область научных исследований сформировалось в Соединенных Штатах Америки. В качестве способствовавших этому факторов можно указать:

  • ответ на потребности крупного бизнеса,
  • попытка максимально использовать преимущества появившейся техники и технологий,
  • желание множества людей разработать максимально эффективные методы выполнения работ.

Заслуги Ф.У. Тейлора состоят в следующем:

  • формирование фундамента научно организации труда,
  • разработка принципов управленческого рационализма,
  • создание рациональных приемов, которые позволяют работнику не утомляться в течение рабочего дня.

Анри Файоль, разделивший все функции управления на общие (характерные для любой сферы деятельности) и специфические (касающиеся непосредственно управления предприятием), стал основателем административной школы управления. Он же провозгласил принцип соответствия работников структуре организации.

Другими авторами, внесшими значительный вклад в классическую теорию, были М. Вебер, Г. Форд, Г. Эмерсон.

Теория человеческих отношений и поведенческая теория

Основоположником теории является Элтон Мейо. Он утверждал, что организация имеет единую социальную структуру, а цель менеджмента – развитие плодотворных неформальных связей.

Принципиально новым (по сравнению с классическими теориями) стало выдвижение на первый план человеческого фактора. В центр внимания помещаются такие аспекты, как:

  • взаимоотношения в организации,
  • психологическое влияние в группах,
  • мотивация к труду,
  • роль малых групп и отдельных сотрудников.

Основным подходом к исследованию становится социально-психологический.

Развитие эта теория получила в поведенческой теории, видными представителями которой были Д. Макгрегор («Теория Х» и «Теория Y»), Р. Лайкерт, А. Маслоу (пирамида потребностей), Ф. Херцберг (теория мотивационной гигиены).

Основные достижения поведенческой теории:

  • предложено использовать приемы управления отношениями между людьми в целях повышения производительности труда и удовлетворения от работы,
  • наука о поведении людей начинает использоваться для построения структуры организации так, чтобы можно было максимально использовать потенциал всех работников,
  • признана необходимость изучения управления поведением людей как членов организации для достижения эффективности управления.

Теории количественных методов

Количественные подходы сформировались в результате развития математики, статистики и кибернетики. Школа количественных методов представлена такими учеными, как лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович, Л. Берталанфи, В.В. Новожилов, А. Гольдберг и другими.

Ключевая идея состоит в том, что бизнес-процессы и связи между ними могут быть описаны с помощью математических методов и моделей. Поэтому для решения возникающих в рамках бизнес-процессов проблем целесообразно решать с помощью математических моделей и исследования операций.

Определение 2

Под исследованием операций понимают применение к операционным проблемам организации методов научного исследования.

Основные этапы процесса исследования операций:

  1. Уточнение проблемы.
  2. Разработка ситуационной модели.
  3. Задание количественных значений переменным модели.
  4. Поиск оптимального решения.

Главным отличием этой группы теорий от всех существовавших ранее является переход от словесных рассуждений к математическим моделям и количественным параметрам.

Благодаря тезису «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» эти теории получили еще одно название – «школа науки управления».

Вклад школы количественных методов в эволюцию менеджмента как науки:

  • применение моделей позволило углубить понимание сложных управленческих проблем,
  • получили развитие количественные методы, экономико-математические модели для принятия решений в сложных ситуациях,
  • заложена основа использования в управлении информационных технологий,
  • была разработана общая теория управления.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 02.07.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot