Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психоаналитические теории лидерства в менеджменте

Общая характеристика психоаналитических теорий лидерства в менеджменте

Определение 1

Психоаналитическая теория лидерства – это теория, объясняющая феномен лидерства на основе психодинамического и клинического подходов к личности.

Менеджмент изучает управление и руководство. Без понятия лидерства невозможно определить механизмы руководства, его стили, базирующиеся на индивидуальных особенностях и типических чертах поведения начальников.

Само понятие лидерства включает в себя разнообразные проявления – от руководства малыми группами до управления целыми государствами. В любом случае, его основой выступает интеграция групповой деятельности, при которой отдельным индивидом объединяются и направляются действия группы в целом.

Определение 2

Под лидерством в менеджменте понимают способность человека оказывать влияние на группы или отдельных личностей, направлять их усилия на достижение стоящих перед организацией целей.

Базой лидерства как особого типа отношений являются социальные воздействия и взаимодействия. Лидерство отличается от собственно управления тем, что в этих отношениях участвуют не начальники и подчиненные, а лидеры и последователи, связь которых характеризуется возникновением воодушевления и побуждения. Люди принимают требования лидеров без прямого применения власти и принуждения.

Существует множество теорий лидерства, одной из получивших широкое распространение является психоаналитическая, истоки которой заложил Зигмунд Фрейд. Ключевой предпосылкой психоаналитической теории лидерства является то, что каждый человек сталкивается с лидерством в первые же дни после рождения. Находящиеся рядом взрослые (чаще всего – родители) становятся для него лидерами как минимум на несколько лет.

«Психоаналитические теории лидерства в менеджменте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Подобная родительской опека складывается и применительно к организациям. Компания принимает человека на работу, осуществляет его воспитание (выражается в приобщении к внутренней политике, выработке культуры общения и необходимых навыков). В менеджменте можно нередко встретить метафору «одна большая семья», которая предполагает выполнение лидерами роли «родителей» по отношению к своим последователям.

Ступени развития личности в психоаналитических теориях лидерства

Важным элементом психоаналитических теорий лидерства является изучение четырех ступеней в развитии личности:

  1. Происхождение семьи. К какому типу бы ни относилась семья, перед родителями стоит задача научить детей общаться, жить в социуме. Поскольку на ранних этапах дети сосредоточены на себе, родители должны упреждать его потребности. С одной стороны, родители контролируют зависимого от них ребенка, но с другой – и ребенок может контролировать родителей.
  2. Процесс взросления индивида. С течением времени ребенок приобретает большую самостоятельность, свободу от опеки. При этом родители все еще направляют его действия, судят и анализируют совершенные поступки. Фактически, ребенок остается под присмотром – хоть и не таким пристальным, как в первые годы. Личность формируется по-разному в зависимости от того, как ведут себя родители. Если родители властные, ребенок может стать покорным. Если родители обращаются с ребенком свободно, это может сформировать проблемы с определением границ допустимого.
  3. Зависимость и независимость. Реакция на лидера может быть как зависимого, так и противопоставляющего типа. Второй вариант выражается в том, что последователь оценивает поступки лидера, проводит сравнительный анализ выбранных лидером альтернатив действий и их последствий. В случае с рабочим коллективом, выбравший эту манеру работник будет задавать вопросы по указаниям, которые воспринимает как бессмысленные или неэффективные, и выполнять эффективные по его мнению.
  4. Репрессии и темные стороны личности. К сфере ответственности родителей относится не просто приобщение ребенка к жизни в социуме, но и объяснение различий между хорошим и плохим, допустимым и недопустимым. Родители демонстрируют ребенку, что за неприемлемой поведение предусматриваются наказания – «репрессии». Индивидуум учится скрывать чувства и мысли, признаваемые в обществе неприемлемыми. В момент воздействия (например, если человека обижают), психологическая реакция все равно будет возникать, но она не всегда отражается в виде поступка (язвительное замечание может быть придумано, но не озвучено). Чтобы понять причины некоторых своих действий, не всегда достаточно проанализировать непосредственно предшествовавшее побуждение или словесное объяснение, может потребоваться изучение предыдущего опыта (иногда очень давнего), вызов в памяти ассоциирующихся с ним чувств. Только после этого становится возможным объяснение конкретных действий.

Типы лидеров в психоаналитических теориях

Психоаналитиками выделяется множество типов лидеров. Укажем основные:

  • патриархальный повелитель, или соверен – его любят и почитают, образ строгого, но любимого отца, который способен внушить последователям уверенность в себе,
  • вожак – носитель групповых стандартов, в основе выдвижения – любовь и почитание,
  • тиран – сильная авторитарная личность, внушающая окружающим чувство безотчетного страха и повиновения,
  • организатор – личность, объединяющая группу, поддерживающая в каждом «Я-концепцию», удовлетворяющая индивидуальные потребности, снимающая чувства тревоги и вины. Основное чувство к нему – уважение,
  • соблазнитель – личность, которая играет на чужих слабостях, дает выход подавленным эмоциям, снимает напряжение и предотвращает конфликты. Важнейшее чувство к нему – обожание. Такому лидеру прощают недостатки (или вовсе их не замечают),
  • герой – такой лидер жертвует собой ради других, выступает стандартом справедливости, увлекая за собой остальных,
  • дурной пример – эмоционально заражает других,
  • кумир – влечет и притягивает; его идеализируют, обожают и боготворят,
  • изгой и козел отпущения – антилидеры, объект агрессивных тенденций. Иногда группа объединяется именно на основе борьбы с антилидером.
Дата написания статьи: 02.07.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot