Прогнозирование как функция менеджмента
Прогнозирование и планирование – это две важные функции менеджмента, ориентированные на будущее состояние объекта управления и внешней среды.
Прогноз – это результат некоего предвидения будущих событий. Причем речь идет о научных методах предсказания, а не об интуитивных догадках и ничем не подкрепленных предположениях, а также неверифицированных методах вроде гадания на кофейной гуще:
- прогноз погоды базируется на метеорологических исследованиях (многолетних наблюдениях, аэрокосмической съемке воздушных потоков и т.д.),
- прогноз курсов валют включает как математические методы (технический анализ), так и анализ факторов, влияющих на них (фундаментальный анализ).
По срокам прогнозы бывают трех видов:
- краткосрочные (рассчитанные менее чем на год),
- среднесрочные (от одного года до пяти лет),
- долгосрочные (длительностью более пяти лет).
С содержательной точки зрения различают множество разновидностей прогноза:
- экономический прогноз – служит для предсказания экономического состояния объекта управления в целом, а также отдельных характеристик (объем сбыта продукции, объем производства конкурентов и т.д.),
- прогноз развития технологии, позволяющий предсказать, какие новые технологии появятся в ближайшее время, насколько они окажутся практически применимыми. Эта информация полезна для формирования ожиданий относительно стратегии и тактики конкурирующих организаций,
- прогноз, основанный на опросах и исследованиях, охватывающий многие области знаний,
- прогноз социальных изменений (трансформаций в социальных ожиданиях) чаще используется на макроуровне, но в масштабах предприятия может быть полезен применительно к управлению мотивацией сотрудников.
Прогнозирование как функция менеджмента закладывает основы для другой функции – планирования. Проиллюстрируем это общенаглядным примером – услышав, что на завтра по прогнозу будет дождь (прогнозирование состояния внешней среды), человек планирует взять с собой зонт или отменяет поездку на пляж.
Как функция менеджмента прогнозирование концентрируется на предвидении и выявлении объективных тенденций, перспектив и альтернативных путей развития бизнеса, состояний организационного развития, а также сроков наступления различных событий.
Прогнозирование служит для формирования у субъекта управления представления о том, какими путями может быть достигнута цель функционирования компании, какие из них наиболее эффективны, какой результат можно от них ждать. Прогнозирование позволяет решить ряд задач:
- установить цели развития,
- определить рациональные средства и пути достижения цели,
- предвидеть действие позитивных и негативных факторов,
- рассчитать необходимые ресурсы.
В менеджменте прогнозирование формирует фундаментальную основу управленческой и предпринимательской деятельности независимо от конкретной сферы и отрасли.
Разные теории по-разному рассматривают роль прогнозирования в управлении предприятием, но все ученые включают его в список основных функций менеджмента.
Прогнозирование может быть определено как метод, использующий накопленный ранее опыт, а также допущения относительно будущего для его определения.
При качественном осуществлении прогнозирования его результаты (предсказанная картина будущего) применима как основа для планирования.
Планирование как функция менеджмента
Под планированием понимают вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и определением действий в будущем.
В рамках планирования можно выделить следующие этапы:
- определение целей и задач,
- составление программы будущих действий, направленных на их достижение,
- оценка необходимых ресурсов и источников их привлечения,
- назначение непосредственных исполнителей, доведение до них информации о планах.
Реализация функции планирования предполагает, что будет выработано и принято определенное постановление (в письменной или устной форме), которое поставит перед объектом управления конкретную цель или задачу. Такое постановление признается управленческим решением. Планирование является одним из способов обеспечения руководством единонаправленности в усилиях всех членов организации для достижения общей цели, решения общих задач. Функция планирования является одной из начальных в составе управления, ее качество существенно влияет на успех деятельности организации.
Функция планирования по своей сути предназначена для поиска ответов на такие ключевые вопросы:
- в какой точке траектории развития мы находимся в настоящий момент? Менеджеры должны оценивать слабые и сильные стороны компании по основным сферам (финансы, персонал, маркетинг, научные разработки). Это важный компонент реальной оценки, к чему организация может стремиться,
- куда мы хотим двигаться? Оценив возможности и угрозы окружающей среды, менеджеры должны сформулировать цели организации и проанализировать, что может помешать их достижению, а что можно использовать для повышения эффективности продвижения к ним,
- как мы собираемся это делать? Руководители принимают решения, как должны действовать члены организации, чтобы общая цель была достигнута.
Распространенной ошибкой является недостаточное внимание к планированию. Некоторым руководителям кажется, что этот этап излишний, лучше сразу приступать к действиям, не теряя времени на расчеты и размышления. Однако в таком случае может возникнуть стратегический разрыв – расхождение между стратегией компании и механизмами ее реализации (тактикой). Механизм управления предприятием должен предполагать увязку стратегических показателей эффективности текущей деятельности через причинно-следственные связи с конкретными мероприятиями и обобщенными стратегическими инициативами.
В последние годы появилось множество программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию процесса планирования. Существуют как узкоспециализированные решения (например, планирование ресурсов), так и более комплексные, охватывающие множество аспектов планирования.