Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие прогнозирования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Понятие прогнозирования

Прогнозирование как результат развития менеджмента

Финансово-хозяйственная деятельность современных предприятий довольно сильно может быть зависимой от достоверности предположения перспектив развития, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка предстоящих состояний, возникающих в результате реализации направлений деятельности хозяйствующего субъекта.

Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).

Потребность в прогнозировании социальных и экономических ситуаций и процессов возникает по причине того, что каждое предприятие в своей деятельности постоянно реализует те или иные бизнес-направления, которые подвергаются подвижностью внешней среды, в том числе факторов конкуренции. Прогноз - это вероятностное суждение, которое обоснованно. Прогнозное суждение направлено на предвидение о возможных состояниях, путях и сроках достижения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Можно сказать, что гипотеза - научная платформа при формировании прогноза, а прогнозирование - это исследовательская база планирования. Рассматривая определение прогнозирования, можно говорить о том, что прогноз является основой при постановке планов, то есть прогнозирование лежит в основе планирования и является основой функции менеджмента в современных условиях как на микроэкономическом ровне, так и в разрезе макроэкономических процессов. Прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования.

Определение

Прогнозирование, в соответствии с различными гипотезами развития будущих событий или динамики экономической ситуации, определяется как сценарное планирование и является одним из основных методов прогнозирования стратегического.

Суть данного подхода, позволяющего управлять неопределенностью будущего, заключается в исследовании основных движущих сил во внешней среде компании, выявлении в них предопределенных элементов и ключевых неопределенностей. После чего формируется ряд сценариев (внутренне непротиворечивых представлений о том, каким может оказаться будущее), в каждом из которых обязательно присутствуют все предопределенные элементы, но принимают различный исход ключевые неопределенности. Создание сценариев развития ситуации есть моделирование будущего объекта в настоящем. Сформировав возможные сценарии будущего, руководству компании необходимо "протестировать" предполагаемые стратегии и выбрать ту из них, которая наиболее эффективна во всех сценариях. Сценарии могут также использоваться для лучшего понимания тенденций во внешней среде и пересмотре бизнес-идей компании. Сценарное прогнозирование впервые было успешно применено Пьером Ваком в 1971 г.

Свое развитие сценарное прогнозирование получило в концепции системной динамики, рассматриваемой применительно к экономической сфере. Моделирование бизнес-процессов - это лишь одна из областей применения имитационного моделирования наряду с моделированием развития, например, города, созданием модели динамики популяции, развитием экологической ситуации или распространением эпидемии.

Подробность и точность в прогнозировании

Прогнозирование занимает особое место среди направлений современного менеджмента и опирающееся на точные расчеты и моделирование. Управленцы довольно активно применяют прогнозирование в части внедрения "универсальной" системы бюджетирования с ориентацией на большое количество задач и их решение - это значительный шаг к точному планированию годового бюджета единожды и оптимальной работы по плану без последующего отвлечения внимания на анализ внешней среды. Однако уже первые несколько месяцев работы по "универсальному" бюджету свидетельствуют о невозможности такой работы, что особенно явно выражено в условиях инновационной деятельности предприятия. Основной проблемой является отсутствие возможности точного прогноза продаж каждого вида товаров. Особенно это актуально для тех предприятий, где список наименований производимой продукции внушителен. Даже при детальном анализе рынка, а также статистики работы за прошлые периоды точный прогноз невозможен. Однако это касается обычного предприятия. Если же речь идет об инновационной деятельности, то степень неопределенности возрастает в несколько раз и является причиной невозможности определения финансовых потребностей предприятия. Специфика инновационных работ такова, что бюджет предприятия должен изменяться под воздействием внешних условий. При отсутствии такой гибкости бюджета предприятие может упустить появившиеся в работе возможности, непредусмотренные в первоначальной редакции бюджета.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что степень подробности планов по бюджетированию должна зависеть от специфики работы предприятия. И разработка планов должна стать одним из ключевых вопросов перед началом разработки системы бюджетирования.

Детализация прогнозов в процессе бюджетирования

Степень детализации будущей системы бюджетирования необходимо проводить с учетом особенностей, представленных на рис. 1.

Особенности детализации системы бюджетирования

Рис. 1 Особенности детализации системы бюджетирования

Излишняя подробность системы бюджетирования является причиной снижения точности прогнозов. Например, бюджет, составленный на основе статистики и анализа рынка, будет точнее бюджета на основе "разреза" позиций товарного каталога. Причиной этого являются трудности в определении емкости рынка и в прогнозировании его изменений для каждого вида товара (особенно в тех случаях, когда речь идет о тысячах товарных единиц). Нужно учитывать и то, что данные о динамике продаж за предыдущие периоды не являются показательными. При этом стоит заметить, что самый подробный уровень детализации также вреден для формирования успешной работы бизнеса. Например, затраты на канцелярские товары нецелесообразно делить на суммы для каждого компонента: карандашей, ручек, точилок, скрепок и т.д.

Что касается вопроса неизменности годового бюджета, то тут необходимо принимать во внимание изменчивость рыночной среды, при которой степень погрешности в прогнозах может быть значительной. Годовой бюджет предприятия - это указатель для направления вероятного пути развития предприятия. Однако отклонения и в бюджете, и в развитии возможны и допустимы, особенно это актуально для стран с развивающейся экономикой.

Прогнозирование как функция менеджмента основывается на информационно-методическом обеспечении, которое представляет собой совокупность внешних и внутренних источников информации, используемых в процессе принятия управленческих решений. Прогнозирование в современных условиях играет важную роль в процессе менеджмента, поскольку управленческий аппарат получает возможность планировать приток и отток капитала, определять периоды возникновения кассового разрыва и оценивать целесообразность использования того или иного инструмента для его устранения, обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24