Особенности допущений непредвиденных обстоятельств в планировании
Планирование на случай непредвиденных обстоятельств основано на вероятности того, что допущения и основанные на них планы в той или иной степени окажутся нереалистичными. Эти планы стремятся заранее установить то, что может пойти вразрез с основным бизнес-планом.
В современной экономической обстановке предприятиям приходится функционировать в условиях, когда жизненный цикл многих товаров и технологий значительно сокращен, сведения о них распространяются быстро и всюду, а интеллектуальный капитал становится одним из серьезных факторов в завоевании конкурентных преимуществ в будущем. В такой ситуации допущения непредвиденных событий становятся необходимым элементом любого вида планирования. Результативность планирования деятельности экономических субъектов во многом зависит от гибкости планов в менеджменте, от способности и умения быстро перестраиваться, от оперативности в использовании новых возможностей, открываемых рынком.
Метод планирования непредвиденных обстоятельств подразумевает то, что при построении сценария планируемых событий на первое место выступает риск (из-за того, что подразумевается наличия в деятельности, помимо прочего, научно-исследовательских и проектных работ).
На любой стадии создания новых видов продукции и образцов техники могут возникнуть неожиданные проблемы, из-за которых срываются сроки, перерасходуются ресурсы, не достигаются запланированные цели (инновационные проекты могут даже ликвидироваться). В связи с этим при планировании бизнес-проекта необходимо учитывать вероятность допущения непредвиденных обстоятельств.
Анализ выполнения общего плана проекта организации включает в себя тактический и оперативный аспекты прикладного анализа на стадии составления плановых сценариев и в процессе контроля по ходу исполнения предполагаемых событий в практике хозяйствующего субъекта. Необходимость применения метода планирования непредвиденных событий показателей плана может быть вызвана действием объективных факторов, ведет к необходимости изменения целевых значений показателей и последующим пересмотром запланированных мероприятий, а в крайних случаях и стратегических целей.
Составляющие метода планирования непредвиденных обстоятельств
Непредвиденные обстоятельства по планируемому проекту определяются для каждой стадии отдельно. Вся совокупность аспектов непредвиденных обстоятельств, которые должны учитываться при планировании, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Аспекты риска возникновения непредвиденных обстоятельств
На основе совокупности аспектов риска возникновения непредвиденных обстоятельств можно говорить, что опасности при реализации проекта могут возникнуть в довольно большом спектре составляющих экономической деятельности предприятия. Управленческие решения, которые принимаются относительно сценария при планировании, должны приниматься на основании предварительных исследований рыночной ситуации, с учетом вероятных изменений внешней и внутренней среды организации. Процесс планирования непредвиденных обстоятельств будет эффективным при наличии следующих аспектов:
- анализ стратегии предприятия и выработка его рисковой стратегии;
- идентификация стратегических целей и рисков;
- построение причинно-следственной цепочки и количественное измерение рисков;
- выбор показателей (индикаторов);
- планирование рисков и постановка целей;
- разработка мероприятий (проектов);
- составление отчетности;
- интенсификация.
Проблемы планирования непредвиденных обстоятельств
При планировании непредвиденные обстоятельств могут возникнуть следующие негативные для компании последствия:
- противоречивые действия отдельных подразделений;
- угроза для успешного завершения проектов (речь идет и о стратегически важных);
- субъективная оценка менеджмента предприятия и неправильное распределение активов предприятия, которое основывается на неверной оценке возможных непредвиденных обстоятельств;
- потеря конкурентного преимущества и доли рынка предприятием в дальнейшем.
Стратегия предприятия и успешная реализация запланированных событий оптимально функционируют при использовании системы гибкого трехуровневого планирования, в основе которой лежит составление долгосрочных планов с разбивкой по годам. На базе этих планов происходит разработка локальных, краткосрочных проектов на следующий бюджетный период. При этом функции долгосрочных планов заключаются в следующем:
- в формулировке целевых и контрольных показателей;
- в определении необходимых подразделениям ресурсов;
- в установке лимитов и нормативов для дальнейшего формирования бюджета.
Метод планирования непредвиденных обстоятельств соответствует современным запросам системы управления и позволяет регулировать процесс формирования ключевых сценариев развития организации в условиях жесткой конкуренции и внешней нестабильности. Недостаточное внимание к непредвиденным обстоятельствам при планировании может привести к недополучению потенциальной прибыли, вследствие чего финансовые вложения в планируемый проект могут не принести ожидаемых прибылей или обернуться убытками компании.