Общее представление о структуре организации
Структура организации состоит из многих составных элементов. Эти элементы связаны между собой двусторонней связью. Эти элементы руководитель объединил для того, чтобы достичь определенной цели. Предприятие создается с целью получения коммерческой выгоды. Любой руководитель стремится именно к этому. Еще существуют сопутствующие цели.
Сопутствующие цели структуры организации
- Удовлетворение амбиции руководителя или группы руководителей
- Развитие определенной отрасли
- Развитие личности или группы личностей
- Стремление к разработке инновационного продукта или услуги
- Стремление к общественному признанию и популярности
Руководитель может организовать собственное дело не только для коммерциализации прибыли, но и для удовлетворения собственных амбиции, достижения общественного признания со стороны большого количества людей. Цель организации определяет ее структуру, функции, задачи. Рассмотрим более детально ключевые компоненты организационной структуры подробнее.
Компоненты организационной структуры
- Формальный компонент организационной структуры – определяет уровень контроля руководителя
- Объединяющий компонент организационной структуры – определяет признак, по которому сотрудники объединяются в цеха и отделы
- Системный компонент организационной структуры – определяет состояние структуры, а так координацию, коммуникацию и объединение всех усилий сотрудников на пути к достижению цели
Задачи организационной структуры
- Координация деятельности предприятия
- Регулирование поведение сотрудников
- Повышение эффективности коллектива
- Поддержка руководителя
- Регулирование внутренней среды
- Систематизирование информационных потоков
- Эффективное распределение ресурсов
- Концентрация на общей цели
- Выполнение стратегических задач
- Повышение функциональности предприятия
- Стремление к развитию и расширению
Задачи организационной структуры определяется ключевой и сопутствующими целями. Каждый руководитель решает, по какому пути направлять предприятие и коллектив. Задачи регулируют деятельность коллектива и помогают сотрудникам концентрироваться на поставленной цели.
Распределение по отделам помогает сотрудникам работать эффективнее. Сотрудник с определенными навыками будет полезен на своем рабочем месте. В другом отделе со своей спецификой он не сможет проявить свои способности. Руководитель должен это учитывать при формировании отделов. Сотрудники предоставляют руководителю информацию о том, в каком именно отделе они хотели бы проявить себя в полном объеме. Рассмотрим функции организационной структуры более подробно.
Функции организационной структуры
- Координирующая функция
- Мотивирующая функция
- Функция контроля и анализа
- Функция прогнозирования
- Функция реагирования
- Адаптирующая функция
- Систематизирующая функция
- Оценивающая функция
- Регулирующая функция
- Функция работы на перспективу
Функции организационной структуры коррелируют с функциями классического менеджмента и частично повторяют их. Это происходит потому, что руководитель создает предприятие, руководствуясь своими предпочтениями. В классическом менеджменте принято считать, что организационная структура ограничивает свободу работника. Работнику приходится ограничивать себя для того, чтобы следовать правилам, принятым в организации. Адаптация предприятия также играет важную роль в деятельности коммерческого предприятия. Изменения внешней среды спонтанны, поэтому структура должна быть гибкой. Оценка и регулирование обязательна. Функция работы на перспективу учитывает желание руководителя в постоянном развитии предприятия