Системно-целевой подход к внедрению организационной структуры
На практике формирование организационной структуры обычно строится на принципах системно-целевого подхода. Данный подход предполагает ориентацию на конечный результат деятельности организации и требует, чтобы организационная структура не просто воспроизводила совокупность существующих функций, а адекватно соответствовала бы целям и задачам системы.
Особенность системно-целевого подхода заключается в том, что проектирование должно исходить от цели. Основным преимуществом подхода является возможность формирования оргструктуры, максимально соответствующей условиям производства. Это значит, что структура организации должна обеспечивать её стратегические цели.
Данный подход подразумевает несколько этапов в процессе совершенствования структуры:
- предпроектная подготовка, состоящая в анализе существующей оргструктуры, выявлении её недочетов и определении способов их устранения;
- собственно проектирование оргструктуры;
- внедрение организационной структуры.
Проектирование организационной структуры
Классическая теория организации говорит о том, разработка структуры управления должна включать ряд последовательных этапов:
- Организация разделения труда на горизонтальном уровне предполагает создание условий для взаимодействия, четкой координации и кооперации деятельности всех организационных блоков. Одновременно с этим устанавливается, какие типы деятельности будут выполнять линейные подразделения, а какие - штабные.
- Рациональное соотношение централизации и децентрализации, определение полномочий разных должностей, делегирование полномочий на нижние управленческие уровни управления.
- Формирование внутри каждого структурного блока функций-задач, однородных по своей направленности и закрепляемых за отдельными исполнителями в качестве должностных обязанностей.
- Периодическая реорганизация структуры управления и ее приведение в состояние, адекватное изменениями внутренней и внешней среды.
Процесс совершенствования оргструктуры является итерационным процессом, предусматривающим в процессе реализации работ любого этапа возможность уточнения проектного решения, принятого на предыдущем этапе.
Внедрение проектных решений
Внедрение проектных решений – это завершающий этап, во время которого определяют последовательность, срок перестроения оргструктуры и список исполнителей. Как правило, основной причиной отторжения или резкого сокращения эффективности подобных нововведений является отсутствие должного управленческого и организационного обеспечения. Внедрение проектных решений должно быть обеспечено:
- определением перечня задач, которые должны быть реализованы в ходе внедрения организационного проекта;
- созданием соответствующего ресурсного обеспечения (кадровый, информационный, технический, финансовый и т. д.);
- выбором системы планирования работы и организационной формы;
- обучением работников разных подразделений по причине новой ориентации структуры управления;
- составлением проектов распоряжений, приказов и иной документации и организацией контроля выполнения плана внедрения;
- координацией и оперативным регулированием хода внедрения проектного решения;
- разработкой положений о премировании персонала, который занят внедрением проекта по изменению организационной структуры.
Ключевое внимание должно быть сосредоточено на социально-психологической подготовке, целью которой является убеждение персонала в том, что изменения в структуре управления необходимо не только положительно воспринимать, но и активно участвовать в их осуществлении.
Такую работу следует поручить и проектным разработчиками организационной структуры, и руководителями разного ранга.