Методы формирования организационной структуры
Среди основных методов формирования современной организационной структуры:
- метод аналогий, который заключается в использовании организационной форм и механизмов управления, выработанных в рамках типовых управленческих структур, а также в определении границ и условий и их применения.
- экспертно-аналитический метод, который состоит в проведении аналитического обследования и изучения организации с привлечением квалифицированных специалистов, ее руководителей и сотрудников для установления специфически, проблемных мест в работе аппарата управления, а также в выработке вариантов рациональных решений в части формирования и перестройки. Помимо оценки и заключения экспертов об эффективности и рациональности структуры управления, в рамках данного методы могут быть проанализированы и обобщены передовые тенденции в сфере менеджмента. Среди всего многообразия экспертных методов отметим метод разработки табличных или графических описаний процессов организационного управления, отражающих рекомендации по более эффективной их организации.
- методика структуризации целей, предусматривающая построение системы качественно сформулированных целей всей организации.
Подходы к проектированию структуры управления
Наиболее важное место среди базовых компонентов проектирования структуры управления отводится принципу выделения среди функций организации гомогенных типов управленческой деятельности.
В соответствии с этим, принципами формирования отдельных подразделений в структуре управления могут быть:
- тип выполняемых работ;
- характер выпускаемой продукции или оказываемых услуг (для организации, выпускающей широкий ассортимент продукции или услуг);
- виды производственных процессов (уместно тогда, когда это позволит повысить эффективность использования оборудования и производительности персонала);
- территориальное разделение (для организаций с обширной географией деятельности);
- характеристика сегмента потребителей (при наличии групп клиентов, которые можно разделить по различным существенным признакам: пол, размер дохода или возраст);
- типы планируемых к реализации проектов (для случаев формирования специализированных бригад для выполнения отдельных заданий).
Подход, предполагающий формирование подразделений по функциям, является самой распространенной формой.
Подходы к корректировке организационной структуры
Разработка структуры управления является прерогативой ее высшего менеджмента и рассматривается в качестве одного из этапов стратегического планирования. Почти всегда решение о необходимости корректировке структуры принимают высшие руководители.
Среди типичных причин для корректировки управленческой структуры:
- высокая степень загруженности высшего менеджмента предприятия;
- отсутствие ориентации существующей структуры на перспективу. Важно понимать, что ключевая задача структуры управления – соответствие стратегической цели предприятия в целом;
- наличие разногласий по различным организационным моментам, что . затрудняет выполнение задач и подразумевает сомнения сотрудников в справедливости распределения власти;
- увеличение масштабов деятельности;
- увеличение ассортимента производимой продукции, выход на новый рынок или освоение новой производственной технологии;
- слияние несколько хозяйствующих субъектов в один;
- изменения в технологии управления;
- необходимость изменения технологии производственного процесса;
- влияние факторов внешней экономической обстановки.