Цели организационных структур предприятия находятся в непосредственной связи со спецификой организации, особенностями состояния организации, ее задач, параметров и особенностей функционирования организации.
Определение цели организационных структур
Под целью подразумевают и достижение человеком или группой лиц (коллектив, предприятие) желанного состояния к которому стремится человек или группа лиц, вкладывая определенные ресурсы (средства, силы, мотивация).
Ключевым понятием цели для человека всегда являлся абстрактный образ мечты, воплощенный в какой — либо объект. Для предприятия - целью всегда являлось достижение максимальной прибыли, либо завоевание определенной ниши на рынке товаров и услуг.
Организационная структура предприятия рассматривается как ключевой объект и несет в себе не только управленческий, но и целевой характер. Специалисты экономической отрасли выделяют несколько целей организационных структур в зависимости от: степени и уровня доходности организации, клиентской базы, благосостояния сотрудников, входящих в состав организационной структуры, степени финансовых рисков и социальной ответственности, разделяя их на внешние и внутренние.
Факторы определения и виды целей
Цели организационных структур определяются следующими факторами: уровнем прибыли организации, организационная позиция среди участников рынка, уровень производительности и наличие свободных финансовых ресурсов для развития организации, уровень производственных мощностей организации, состояние производственного и жизненного циклов организации, состояние человеческих ресурсов, отзывы покупателей и конкурентов, уровень социальной ответственности организации в целом.
Исходя из представленных факторов, цели организационной структуры могут быть:
- ключевыми и второстепенными,
- приоритетными и сопутствующими,
- долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
Виды целей зависят от многих факторов и могут меняться не только в процессе деятельности, но и в рамках одного проекта либо производства единицы продукции. Начальная цель может существенно отличаться от конечной.
Цели организационной структуры находятся в прямой зависимости от менеджера организации, его стратегии. Наиболее приоритетно для управленца достижение максимального роста организации, как показателя ее успешности среди конкурентов в условиях занимаемой ниши.
Достижение максимальной эффективности предприятия (цели)
С достижением максимальной эффективности связывают следующие цели:
-
достижение максимального темпа роста (самый быстрый рост) — наиболее привлекательная цель, но наименее достижимая. Ее достижение связано, как правило, с появлением инновационного, максимально востребованного продукта. После получения наивысшей прибыли от реализации (производства) эффективность падает и вынуждает производить новый продукт.
-
достижение стабильности. Организационная структура находится в содружестве с организацией и развивается тем же темпом, что и остальные структуры, стремясь сохранить положение предприятия на рынке, не потеряв завоеванных позиций.
-
сокращение темпа производства товаров и услуг с целью стабилизации состояния предприятия, либо для освобождения дефицитных ресурсов для других организационных структур. Данная цель актуальна в условиях кризисной активности и применяется только в качестве короткого промежутка времени.
Цели организационной структуры крайне нестабильны, поскольку зависят от многих факторов, условий и могут меняться в зависимости от жизненного цикла организации.
Руководитель не должен стремится к сохранению первоначальной цели. Существенное изменение цели говорит только о эффективности процесса управления и работы коллектива. Случается, что одна большая цель разбивается на несколько маленьких и в процессе реализации дополняется и укрупняется. Хороший руководитель стремится к развитию своей фирмы, выходу ее на более высокий уровень, завоевание дополнительных ниш и рынков сбыта. За счет достижения целей формируются конкурентные преимущества.