Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы этики в управлении

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Проблемы этики в управлении
Содержание статьи

Понятие этических проблем современного менеджмента

Определение 1

Проблемы этики в управлении – это сложности и противоречия в вопросах определения добра и зла, долга и совести, а также прочих моральных категорий в аспекте управления.

Не вызывает сомнений утверждение, что фирма должна выполнять свои социальные обязательства ходе извлечения выгоды для заинтересованных лиц. Это влечет за собой предположение, что менеджеры должны себя этично вести.

Определение 2

Этикой называют совокупность или набор нравственных принципов, управляющих действиями группы людей или отдельного человека.

Базис этической системы образуют нравственные ценности общества, группы людей или индивида. Безусловно, могут быть отличия в нравственных ценностях одного субъекта (человека, группы или общества) и другого. Этические стандарты не могут отразить всеобщий и общепринятый кодекс поведения, скорее они представляют собой конечный продукт выяснения и определения природы человеческих отношений. Даже если в разных группах сформировалась одинаковая позиция по вопросу, например, благосостояния человека, это вовсе не значит, что они предпочтут одинаковые пути повышения этого благосостояния. Этика же включает в себя не только определение понятия, но и средства и методы для достижения целей.

Фундаментальным примером этической проблемы является оправданность средств целями. Рассмотрим конкретный пример. Большинство людей считает, что здоровье – одна из важнейших ценностей, и всем хочется быть здоровыми. Иными словами, здоровье – это компонент человеческого благосостояния. Но в управлении может возникнуть проблема выбора, когда одни люди вынуждены рисковать здоровьем или даже жизнью ради других:

Готовые работы на аналогичную тему

  • врачи лечат инфекционные заболевания, рискуя сами заразиться,
  • на фармацевтических производствах и производствах медицинского оборудования рабочие сталкиваются с вредными и опасными факторами производства. Например, при изготовлении ртутных термометров есть вероятность отравления парами ртути, при производстве лекарств также используются вещества, вызывающие заболевания легких.

Проблемы этики в управлении частично пересекаются с вопросами законности, но являются более широкими. Приведем в качестве примера ситуацию: человек увольняется из одной компании и устраивается работать в другую – конкурирующую. Через некоторое время его просят предоставить сведения, доступ к которым он имел на старом месте работы, для использования в интересах нового работодателя (возможно, с ущербом для старого):

  • если речь идет о сведениях, имеющих статус секретных (в частности, государственной тайны), и человек оформлял документы с обязательством их не разглашать, что предоставление такой информации будет незаконным и может повлечь правовые последствия,
  • если сведения официальной секретностью не обладают, то речь идет о сугубо этической проблеме. Максимум, что грозит сотруднику – осуждение со стороны бывших коллег и руководителей.

Подходы к решению проблем этики в управлении

Во многих случаях достаточно сложно определить, какое из альтернативных решений является этичным, а какое – нет. Руководители сталкиваются с тем, что решающим фактором отнесения альтернативы к этичным или неэтичным становится последовательность решения. В теоретической философии и управленческой практике сформировалось несколько подходов:

  1. Утилитарный, состоящий в оценке влияния конкретных решений на вовлеченных в процесс людей. Целевым ориентиром является производство наибольших благ для наибольшего количества индивидов. При этом интересами меньшинства можно пожертвовать. В фокусе утилитарного подхода размещаются сами действия, а не стоящие за ними мотивы. Противопоставляются потенциально негативные и потенциально позитивные результаты действий. Если позитивные перевешивают, то с большой вероятностью руководитель реализует действия, а негативные будут признаны приемлемыми и неизбежными,
  2. Нравственно-правовой, оценивающий соответствие решений и действий содержанию основных групповых и гражданских прав и привилегий. Источниками этих прав служат международные, государственные и локальные соглашения и другие нормативно-правовые акты. Например, принимаются во внимание такие базовые общечеловеческие права, как право на жизнь и личную безопасность, свобода совести и слова, право на личную жизнь, свобода частной собственности,
  3. Подход социальной справедливости, базирующийся на оценке справедливости и беспристрастности в ходе распределения ценностей между группами и отдельными личностями. Его основой являются два принципа – принцип разногласия и принцип свободы. Суть принципа свободы заключается в том, что человек имеет определенный набор свобод, совместимый с такими же свободами других людей. Суть принципа разногласия состоит в том, что, при возникновении сомнений в правильности того или иного решения, нужно устранять социальные и экономические несправедливости таким образом, чтобы распределение товаров и услуг стало максимально справедливым.

Указанные подходы могут комбинироваться, дополняя друг друга. Исследования показывают, что утилитарные стандарты обычно выбираются менеджерами в условиях нехватки времени или других ресурсов для полного сбора информации (о всех участниках процесса и всех аспектах ситуации).

Примером приоритета морально-правового подхода является принятие решения в части «права знать». Речь идет о том, какую информацию руководство должно раскрывать рабочим. Менеджер должен помнить о влиянии информации на благосостояние подчиненных, не ограничивая по возможности их права на выбор, обоснованность информации. Руководители должны признавать за подчиненными такие же права, как у управленческого аппарата, на доступ к своевременной и точной информации.

Замечание 1

Если управленческое решение касается вопросов распределения поощрений или обязанностей, основой разрешения проблемы должна быть социальная справедливость.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис