Проблемы этики в управлении – это сложности и противоречия в вопросах определения добра и зла, долга и совести, а также прочих моральных категорий в аспекте управления.
Не вызывает сомнений утверждение, что фирма должна выполнять свои социальные обязательства ходе извлечения выгоды для заинтересованных лиц. Это влечет за собой предположение, что менеджеры должны себя этично вести.
Этикой называют совокупность или набор нравственных принципов, управляющих действиями группы людей или отдельного человека.
Базис этической системы образуют нравственные ценности общества, группы людей или индивида. Безусловно, могут быть отличия в нравственных ценностях одного субъекта (человека, группы или общества) и другого. Этические стандарты не могут отразить всеобщий и общепринятый кодекс поведения, скорее они представляют собой конечный продукт выяснения и определения природы человеческих отношений. Даже если в разных группах сформировалась одинаковая позиция по вопросу, например, благосостояния человека, это вовсе не значит, что они предпочтут одинаковые пути повышения этого благосостояния. Этика же включает в себя не только определение понятия, но и средства и методы для достижения целей.
Фундаментальным примером этической проблемы является оправданность средств целями. Рассмотрим конкретный пример. Большинство людей считает, что здоровье – одна из важнейших ценностей, и всем хочется быть здоровыми. Иными словами, здоровье – это компонент человеческого благосостояния. Но в управлении может возникнуть проблема выбора, когда одни люди вынуждены рисковать здоровьем или даже жизнью ради других:
Проблемы этики в управлении частично пересекаются с вопросами законности, но являются более широкими. Приведем в качестве примера ситуацию: человек увольняется из одной компании и устраивается работать в другую – конкурирующую. Через некоторое время его просят предоставить сведения, доступ к которым он имел на старом месте работы, для использования в интересах нового работодателя (возможно, с ущербом для старого):
Во многих случаях достаточно сложно определить, какое из альтернативных решений является этичным, а какое – нет. Руководители сталкиваются с тем, что решающим фактором отнесения альтернативы к этичным или неэтичным становится последовательность решения. В теоретической философии и управленческой практике сформировалось несколько подходов:
Указанные подходы могут комбинироваться, дополняя друг друга. Исследования показывают, что утилитарные стандарты обычно выбираются менеджерами в условиях нехватки времени или других ресурсов для полного сбора информации (о всех участниках процесса и всех аспектах ситуации).
Примером приоритета морально-правового подхода является принятие решения в части «права знать». Речь идет о том, какую информацию руководство должно раскрывать рабочим. Менеджер должен помнить о влиянии информации на благосостояние подчиненных, не ограничивая по возможности их права на выбор, обоснованность информации. Руководители должны признавать за подчиненными такие же права, как у управленческого аппарата, на доступ к своевременной и точной информации.
Если управленческое решение касается вопросов распределения поощрений или обязанностей, основой разрешения проблемы должна быть социальная справедливость.