Характеристика лидерства в российских компаниях
Примеры эффективного лидерства в российских компаниях – это иллюстрации того, как может быть построена система лидерства в российском предприятии, позволяющая достичь высоких результатов развития компании.
В современных условиях лидерство стало одним из важнейших источников управленческой власти. Успех компании в целом в значительной степени определяется тем, насколько эффективен лидер на своем месте. В России функционирует множество достаточно крупных компаний, поэтому вопрос руководства крайне актуален. Все стремятся изучить чужой опыт, чтобы позаимствовать лучшие практики и избежать ошибок.
Ключевая задача, с которой столкнулись российские компании – развитие на всех организационных уровнях лидерского потенциала. Чтобы достичь данной цели, многие корпорации привлекают зарубежных специалистов, проводящих мероприятия по развитию корпоративной культуры и лидерства.
Изучение истории становления и развития российского предпринимательства позволяет понять, что в стране есть мощный потенциал развития лидерства. За годы командно-административной экономики с монополией государства на средства производства дух предпринимательства не погиб. Первые же годы перестройки, а затем зарождения рыночной экономики продемонстрировали, что российские бизнес-лидеры, даже не имеющие достойного опыта и профильного образования, могут участвовать в конкуренции на мировом рынке. Российские бизнесмены обладают потрясающей волей к победе, привычкой достигать своих целей невзирая на цену. Они не отступают перед сложностями, верят в свои силы и желают действовать.
Однако имеется ряд факторов, оказывающих тормозящее воздействие на развитие лидерства:
- приоритет личных отношений перед профессиональными. Часто в российских корпорациях возникает иерархия, базирующаяся на семейных и дружеских (личных) связях, вступающая в противоречие с профессиональными и этическими требованиями. Процветает «кумовство»,
- многие бизнес-лидеры не ориентированы на работу в команде, не умеют налаживать командный подход в компании,
- в связи с крайней распространенностью коррупции (в том числе внутриорганизационной), руководители часто используют тотальный контроль. Он мешает осуществлять делегирование полномочий, производить децентрализацию, которая нужна для развития лидерства на разных организационных уровнях,
- многие компании не имеют достаточного опыта в вопросах развития персонала, уделяют им мало внимания.
Чтобы процесс развития лидерства в компании ускорился, она должна осознать основные действующие препятствия. Так, первым этапом может стать проведение децентрализации и делегирование полномочий, отказ от такого традиционного метода повышения ответственности работников, как иерархичный контроль. Распределение ответственности и полномочий само по себе может служить достаточно эффективной мотивацией.
В качестве первостепенной задачи руководители российских компаний должны рассматривать воспитание и развитие будущих лидеров. Необходимо уделять внимание развитию лидерского потенциала на всех уровнях. Топ-менеджеры также должны заниматься саморазвитием, развитием лидерских качеств в себе, а не только в подчиненных.
Развитие лидеров в Сбербанке
Сбербанк – безусловный лидер российского банковского рынка, а его руководители – яркие представители лидеров. Компания уделяет огромное внимание развитию своих менеджеров, для чего был организован корпоративный университет.
Основные принципы, на которых строится подход к развитию лидеров:
- глубокая кастомизация программ, предназначенных для обучения и развития руководителей разного уровня – от линейного до высшего,
- соблюдение баланса между разными форматами обучения – очным, дистанционным, заочным (Виртуальная школа),
- масштабное внедрение подхода «лидеры учат лидеров».
В университете на постоянной основе реализуются разнообразные внутренние программы, например:
- «Управленческие инновации: вызовы XXI века». В реализации программы участвует Высшая школа бизнеса Стэнфордского университета. Предназначена для топ-менеджмента, содержит анализ глобальных тенденций управленческих инноваций, в том числе передовых концепций и бизнес-моделей ведущих мировых корпораций,
- «Программа развития руководителей высшего звена». Была разработана с участием Лондонской школы бизнеса. Предназначена для руководителей высшего и среднего звена. Ключевые ценности – системное мышление, креативность, опыт цифровой трансформации,
- совместная с бизнес-школой INSEAD программа выявления перспективных руководителей на линейном и среднем уровне,
- «Сбербанк Мини-МВА». Программа ориентирована на линейный менеджмент. Базируется на новой компетентностной модели и мировых трендах в построении программ развития специалистов,
- мастерские руководителя – широкий спектр программ, максимально ориентированных на задачи бизнеса в смешанном формате и практический опыт руководителей корпоративной и розничной сети.
Развитие лидеров в МТС и Билайн
Собственные корпоративные университеты есть и у таких компаний, как МТС и Билайн.
Корпоративный университет МТС более 20 лет занимался развитием сотрудников компании, а с 2017 года вышел на рынок профессионального обучения. Накопленный опыт используется для развития персонала не только собственно корпорации МТС, но и клиентов, обратившихся за услугой. Такая модель дополнительно позволяет выявлять и привлекать в компанию обладающих потенциалом сотрудников из других компаний.
Корпоративный университет Билайн изначально создавался как клуб для лидеров и кадрового резерва корпорации. Основными направлениями был обмен опытом среди сотрудников компании и открытые лекции приглашенных бизнес-лидеров. Постепенно произошла переориентация на привлечение внутренних экспертов. Усилия сотрудников Билайн Университета направлены на создание пространства возможностей для самореализации, обретения уверенности, вдохновения и удовольствия от работы.