Правовое регулирование закупок и поставок - это процесс целенаправленного воздействия на отношения, связанные с закупками и поставками ресурсов, необходимых для выполнения работ по проекту, при помощи специальных юридических средств.
Основы правового регулирования закупок и поставок
Значимым условием осуществления закупочно-поставочной фазы проектного цикла является придание данному процессу правовой формы. В большинстве случаев главным правовым актом, которым регулируются отношения закупок между их участниками (субъектами), выступает гражданско-правовой договор.
При помощи договора отношения между субъектами получают правовое закрепление. Это, прежде всего, проявляется в установлении договором между субъектами обязательств, чьи исполнение получает законодательную защиту. Договором еще закрепляются права и обязательства сторон.
В договоре подробно расписывается порядок реализации прав и исполнения обязательств. Более того, договор предусматривает способы защиты интересов сторон, регламентируемых отношений закупок и поставок материально-технических ресурсов для нужд проекта.
Напомним, что роль субъектов закупок могут исполнять и физические лица, и организации (как коммерческие, так и некоммерческие). Их взаимоотношения по большей части урегулированы гражданско-правовым законодательством.
Кроме них возможно участие в закупках публично-правовых образований (государства, регионов, муниципальных образований). В данном случае закупки получают особый статус - государственные (муниципальные), в связи с чем их правовое регулирование осуществляется на основе отдельно принятых специальных законов.
Характеристики основных и вспомогательных договоров закупки
На данный момент существует множество различных видов договоров. В первую очередь, они подразделяются на две большие группы - группа основных договоров и группа вспомогательных договоров.
Основными договорами считаются договор поставки и договор подряда. Договоры поставки заключают для удовлетворения имеющихся нужд путем предоставления необходимых товаров.
Особенностью договора поставки считается то, что передаваемый в собственность товар предназначается только для тех целей, которые не связаны с личным (семейным, домашним) потреблением.
Обычно поставщик не обязан вступать в договор поставки, что свидетельствует о способе заключения этого договора по свободному усмотрению сторон.
Объектами договоров подряда, в свою очередь, являются результаты определенных действий (выполнения работ, оказания услуг). Например, могут быть заключены договоры подряда на капитальное строительство, на производство проектных и изыскательных работ, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Следовательно, в результате обязательств, предусмотренных договором подряда, может быть:
- создано новое имущество (посредством строительства предприятий, сооружения дорог);
- отремонтировано и улучшено имеющееся имущество (посредством реконструкции и капитального ремонта зданий, сооружений, оборудования, ремонта и технического обслуживания машин, оборудования);
- реализованы результаты творческой деятельности (посредством выполнения научных исследований, составления проектно-конструкторской документации, создания образцов нового изделия).
Группу вспомогательных договоров образуют следующие правовые акты:
- транспортные договоры (например, договор об организации перевозок, договор перевозки, договор транспортной экспедиции);
- договоры аренды (например, договор аренды, договор лизинга);
- посреднические договоры (например, договор комиссии, договор поручения).
Иные аспекты правового регулирования закупок и поставок
Помимо гражданско-правовых договоров, которые друг с другом заключают стороны отношений закупок и поставок ресурсов, правовое регулирование осуществляется посредством следующих механизмов:
- Организационные формы закупок - они призваны установить порядок и стандартные правила взаимоотношений между субъектами закупками (чаще всего различают прямые, посреднические и биржевые организационные формы).
- Правовая защита субъектов закупок - она призвана предотвратить нарушение законных прав и интересов субъектов закупок (чаще всего принимает формы разрешения внутренних и внешнеторговых споров).
- Государственное регулирование закупок - оно призвано, в первую очередь, защитить общественные интересы, интересы государства, не допустить беззаконие в обществе и т. д. (чаще всего принимает формы налогового, антимонопольного, таможенного регулирования).
Как правило, первым источником правового регулирования отношений, связанных с закупками и поставками ресурсов (товаров, работ, услуг), необходимых для выполнения проектных работ, является государство, которое в виде законов и нормативных правовых актов принимает общеобязательные правила поведения. Ими, в частности, устанавливаются главные принципы взаимоотношения между поставщиками и заказчиками, основные способы их документального оформления и пр.
Однако большая часть конкретных условий поставки ресурсов устанавливается самими сторонами в результате проведения переговоров и согласования точных формулировок заключаемого договора. Впоследствии положения подобного договора могут стать основанием для обращения в правоохранительные и судебные органы, если противоположная сторона не будет выполнять вообще или будет выполнять недобросовестно свои контрактные обязательства.
Таким образом, закупки и поставки ресурсов, необходимых для проекта, подлежат правовому регулированию, главной формой которого по состоянию на сегодняшний день продолжает оставаться заключаемый субъектами гражданско-правовой договор.