Стратегическое планирование должно основываться на научно разработанных методах, опираться на ситуационный анализ, учитывать прогнозирование на всех иерархических уровнях организации. Планирование должно быть системным, охватывать всю специфику положения на рынке. Поэтому процесс выбора модели стратегического планирования всегда специфичен.
Стратегические решения должны быть обоснованными, учитывать альтернативы развития ситуации на рынке, рассматривать как риски, так и возможности, а не концентрироваться только на одной стороне вопроса.
Важно выбрать подходящую под текущие задачи модель проектирования.
Факторы выбора модели стратегического проектирования:
- Проект стратегических действий должен учитывать влияние внешней среды, описывать будущие действия организации, а не перечислять прошлые достижения.
- Модель проектирования определяет как краткосрочные, так и среднесрочные цели организации, распределяет имеющиеся ресурсы.
- Проект должен включать в себя сильные стороны организации и меры по нейтрализации слабых сторон.
- Проект включает меры по использованию будущих возможностей, и меры по устранению угроз со стороны внешней среды.
- Стратегическое проектирование распределяет задачи работы на высшем и среднем уровне в иерархии организации.
Модели стратегического проектирования
Их существует большое количество, но в основном они базируются на разработках Гарвардской школы бизнеса, а так же моделях И.Ансоффа и Г.Стейнера.
Базовая модель планирования использует метод SWOT-анализа для разработки стратегии (где рассматриваются сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы).
Матрица И.Ансоффа более формализована по отношению к видам целей организации, к тому же выглядит как наглядная таблица. При определенном сочетании факторов (выявленных в результате анализа текущей ситуации на рынке) можно просто следовать таблице и посмотреть, какие именно меры нужно предпринять в данном случае. Выглядит матрица И.Ансоффа так:
Модели стратегического проектирования обозначены в матрице как «стратегии». Матрица Ансоффа помогает разработать как управленческие проекты, так и финансовую политику организации.
Модель Г. Стейнера объединяет в себе наработки SWOT-анализа и матрицы Ансоффа, в ней полнее и тщательнее проводится анализ стратегического проектирования, устанавливается последовательность этапов, есть связь с краткосрочным и среднесрочным планированием. Модель эта объемная, выглядит так:
Недостаток подобной модели в том, что ее достаточно сложно применить на практике как раз из-за тщательного подхода к каждой детали.
Процесс выбора модели проектирования
Модель проектирования выбирается только после следующих мер:
- проведен анализ внешней и внутренней сред организации,
- сделан анализ перспектив,
- установлены приоритетные кратко и среднесрочные цели,
- распределены ресурсы для достижения целей.
После указанных этапов проводится анализ возможностей диверсификации, если они нужны. Новые виды деятельности или дополнительные услуги расширяют перспективы организации. Потом устанавливаются задачи, которые нужно выполнить. Задачи делятся на две группы:
- По охвату:
- стратегические (включают в себя глобальные цели организации, осуществляются на высшем уровне иерархии);
- тактические (достижение ряда преимуществ, осуществляются на уровне отделов и филиалов);
- оперативные (которые должны быть выполнены на уровне производства).
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные.
После этого самые срочные цели отправляются в виде директив для реализации в разные отделы компании. Модель проектирования пересматривается по мере необходимости из-за своей общей статичности. Если ситуация на рынке сильно изменилась, модель пересматривается.