Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Традиционная организация

Определение

Традиционная организация – это комбинация при проектировании организации линейной и функциональной департаментизации.

Линейно-функциональная схема организационной структуры исторически возникла в рамках заводского производства и стала соответствующей «организационной» реакцией на усложняющееся производство и необходимость взаимодействия при новых условиях с огромным количеством институтов внешней среды.

Основа этой схемы – это линейные подразделения, осуществляющие основную работу в организации и их обслуживающие функциональные подразделения, специально создаваемые на «ресурсной» основе:

  • кадры,
  • план,
  • финансы,
  • сырье,
  • материалы (рис 1).

Функциональная схема линейно-функциональной организационной структуры

Рис. 1. Функциональная схема линейно-функциональной организационной структуры

Линейно-функциональной структуры предприятия развивались относительно успешно вплоть до 20-х гг. прошлого века, поскольку им удавалось технически и финансово развиваться и удовлетворять массового потребителя в количестве, качестве и цене производимого товара. Традиционная организация соединяет в себе преимущества двух этих типов департаментизации, что ей позволяло при соответствующих условиях эффективно обслуживать интересы стабильного и экстенсивного развития.

В целом, линейно-функциональные структуры организаций в сочетании с развитием механистического подхода выполнили основную роль в переходе от аграрной ориентации в общества к индустриальной.

С позиции взаимодействия с внешней средой, традиционная схема во многом строилась на механистическом подходе к организационному проектированию. Данные схемы, являясь простыми и понятными, позволили перейти от патриархальных отношений ремесленников и мануфактур типа «мастер - раб» к индустриальным отношениям «руководитель - подчиненный», более регулируемым, предсказуемым и цивилизованным отношениям.

Следует отметить, что в развитии организации прохождение этапа, который соответствует использованию линейно-функциональной схемы, представляется обязательным. Данный этап развития может быть достаточно короткий или длинный по времени, но он необходим, поскольку «перепрыгивание» через него организацию лишает возможности отработки отношений «руководитель - подчиненный» и выведения таких отношений на уровень, соответствующий требованиям внешней среды. Молодые фирмы, а не соблюдающие данного правила, лишают возможности себя когда-либо развернуть более массовое и эффективное производство какой–либо продукции.

Организационная структура

Для эффективного управления необходимо, чтобы структура организации была адекватна целям и задачам деятельности предприятия и была к ним приспособлена. Организационная структура строит некоторый каркас, который становится основой для формирования административных функций. Организационную структуру – это основа конструкции, которая воедино связывает функционирующие отдельные части. Структура устанавливает взаимоотношения внутри организации сотрудников. То есть, структура организации определяет некий общий набор предварительных предпосылок и положений, определяющих, какие из членов организации за те или иные виды решений несут ответственность.

Структура организации также определяет структуру подцелей, которая является критерием выбора в процессе подготовки решений в разных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений за тщательность исследования отдельных элементов окружения и за передачу информации о требующих особого внимания событиях к соответствующим точкам.

Иерархическая структура

С понятием организационной структуры связано тесно понятие об иерархических взаимосвязях. Любая организация - церковь состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие единицы, в свою очередь дробящиеся на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует принцип лестницы. Данный принцип предполагает разделение власти и ответственности по вертикаляям иерархии и распределение между подразделениями обязанностей.

Административная власть

Основа классической теории организации - это принцип узаконивания власти за центральным ее источником; при этом руководитель имеет право кому-либо отдавать приказания, а подчиненный приказу обязан повиноваться. Власть определяется как способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основа власти - это формальное положение руководителя и руководство с помощью взысканий и поощрений, которые сопутствуют данному формальному положению.

Этот взгляд на административную власть способствует решению многочисленных вопросов традиционной теории организации, он является основой для узаконивания иерархии в организации и системы управления, а также для реализации других принципов, таких, как «объем контроля» или взаимоотношения руководителей и подчиненных.

Власть – это средство интеграции деятельности ряда элементов организации и ориентации их на достижение общих целей. Она задает основу для проведения централизованного управления и контроля результатов деятельности организации.

Специализация

Принцип функциональной специализации является существенным элементом традиционной организации. Пример функциональной специализации - традиционное деление предприятий на отделы: производственный, сбытовой и финансовый. Принцип функциональной специализации связан тесно с “принципом лестницы” и касается вертикальных связей начальника и подчиненных, а принцип функциональной специализации обусловлен различиями в обязанностях, закрепленных за различными подразделениями и лицами в пределах организации.

Объем контроля

Принцип объема контроля связан с количеством подчиненных, действия которых может контролировать эффективно один начальник. Данный принцип подразумевает необходимость координировать деятельность подчиненных. Понятие объема контроля характеризует необходимость установления таких отношений между руководителем и подчиненным, которые позволяли бы систематически проводить интеграцию деятельности подчиненных. Уменьшение объема контроля может привести к росту в организации числа “начальников” и затруднить тем самым на горизонтальном уровне системную интеграцию деятельности.

Центральные службы и линейные подразделения

В традиционной организации линейная структура организации - это носитель и непосредственный источник административной власти, а функции центральных служб сводятся к тому, чтобы советовать и помогать линейным подразделениям. Благодаря использованию такой специальной центральной службы, подчиненных и непосредственно докладывающих начальнику, можно увеличить объем контроля данного начальника, не опасаясь сокращения возможностей координации им подчиненных.

Рассмотренные принципы организационной структуры, иерархичности, наличия административной власти, использовании специализации, определении объема контроля и взаимоотношений линейных и центральных служб вытекают в значительной мере из теории традиционной организации, где основное внимание уделяется оптимальному распределению работы по группам. Принимая общие цели организации за исходный пункт, данная теория стремилась выявить отдельные задачи, которые следует решить для достижения общей цели.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 18.01.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot