Иерархические (бюрократические) структуры управления
Построение эффективной структуры управления компанией – это процесс проектирования и внедрения структуры управления, обеспечивающей эффективность функционирования организации.
В настоящее время важным вопросом, решаемым на этапе разработки организационной структуры управления компанией, является определение конкретной модели структуры. В зависимости от того, какой способ построения был выбран, решается вопрос выделения функций в рамках работ, а также обеспечения согласованности между полномочиями работников и возложенной на них ответственностью. Это традиционный фундамент для создания так называемых формальных структур управления (бюрократических, или иерархических). Процесс их проектирования опирается на следующие положения:
- линии прав четко идут сверху вниз, образуя цепь команд,
- действует принцип единоначалия. У каждого человека, работающего в организации, должно быть не более одного непосредственного начальника,
- четко определяется подотчетность и права для каждого из руководителей,
- установлено соответствие между правами и ответственностью,
- руководители более высокого звена несут абсолютную ответственность за своих подчиненных,
- права по управленческой вертикали делегируются максимально низко (насколько это возможно),
- минимизируется число уровней управления,
- для каждого работника выделяется основная функция, и на этом основании производится специализация работ,
- линейные функции отделяются от штабных,
- сфера контроля ограничивается (обеспечивается масштаб управляемости),
- достигается гибкость и простота организации, за счет чего она может приспосабливаться к изменениям условий.
На практике иерархические (бюрократические) структуры можно охарактеризовать следующим образом:
- структуры сложные, включающие большое число вертикальных и горизонтальных связей,
- структуры отличаются высокой формализацией, коммуникации в основном направлены сверху вниз, низовой персонал слабо участвует в принятии управленческих решений.
Хотя само слово «бюрократический» вызывает негативную реакцию и отторжение, заложенные в этих структурах принципы построения являются результатом глубокого анализа управленческих процессов, и за годы использования иерархические структуры доказали свою эффективность.
Органические структуры управления
Альтернативой бюрократических структур являются органические структуры, появившиеся во второй половине XX века. В центре внимания этой методологии построения организационной структуры находятся связи компании с окружающей средой и ее изменениями.
Во всем мире происходит цифровая трансформация, что формирует новые требования к межорганизационным отношениям, а также к построению структур и процессов управления. В большинстве случаев как приоритетная рассматривается более гибкая форма построения отношений между членами организации – соответственно, снижется бюрократизация и формализация процессов, повышается уровень горизонтальной интеграции между работниками, а число иерархических уровней в то же время снижается. Главной характеристикой органической структуры является индивидуальная и групповая ответственность каждого члена коллектива за полученный результат. В такой схеме взаимодействия глубокое разделение труда по разновидностям работ уже не требуется, а отношения между участниками бизнес-процессов определяются характером решаемых проблем, а не структурой.
Новые принципы обеспечивают широту идей и подходов к решению проблем. В то же время они заставляют пересмотреть многие традиционные положения, касающиеся организации, оценки и оплаты труда. Создание в компаниях групповых форм приводит к сокращению управленческого аппарата (в первую очередь – среднего и высшего звена), повышается квалификация, усиливается творческая инициатива, возрастает заинтересованность в развитии экономических отношений внутри компании и ответственность сотрудников. Отдача и потенциал возрастают, за счет чего менеджеры могут трудиться как одна команда, принимая более активное участие в процессах принятия решений.
Организационная структура управления обязательно оценивается людьми, которые будут работать в ее условиях. Восприятие зависит от того, какие возможности человек получает для того, чтобы раскрыть свой потенциал. В этом плане не вызывают сомнения достоинства органической структуры перед бюрократической.
Ключевые характеристики органических структур:
- уровень формализации низкий, сложность меньше, чем в иерархических структурах,
- имеет место децентрализация при принятии управленческих решений, осуществляется тесное сотрудничество,
- развиты неформальные коммуникации.
Органические структуры управления отличаются стремлением уйти от непременной части иерархических структур – пирамидальной конструкции. Это имеет следующие теоретические обоснования:
- рынок отличается быстрыми и зачастую неожиданными изменениями. Пирамидальные структуры не могут оперативно к ним адаптироваться, поскольку они строятся на цепях команд, правил, стандартов и жесткой системе подчинения,
- растет разнообразие в организации деятельности современных крупных компаний. Узкоспециализированные службы иерархической структуры не соответствуют ему,
- меняется управленческое поведение вследствие желания менеджеров отказаться от командного стиля, сделать опору на сотрудничество и общие демократические и гуманитарные ценности,
- расширяется применение современных компьютерных и информационных технологий, что требует повышенной гибкости от всех работников.
Развитием органических структур стало появление сетевых, виртуальных структур организаций. Это связано с глобализацией и развитием информационно-коммуникационных технологий. В таких условиях линейность и иерархичность управления могут превратиться в лишние барьеры.