Требования, предъявляемые к менеджеру
Менеджер – это руководитель, осуществляющий управление процессами и персоналом на каком-либо определённом участке организации.
Менеджеры – это те самые люди, которые задают направление движения, вырабатывают и принимают решения. Главной движущей силой менеджеров выступает использование доступных ресурсов. Менеджер должен определять, по каким критериям будет оцениваться функционирование компании, строить системы планирования и контроля деятельности.
Осуществляя свои или чужие замыслы, менеджер должен учитывать большое количество факторов и мнений, стремиться минимизировать риски. Он должен иметь эволюционное восприятие действительности, ориентироваться на долгосрочную перспективу.
Менеджером называют руководителя или управляющего, который занимает постоянную должность и имеет полномочия принимать решения по тем или иным видам деятельности компании, работающей в условиях рынка.
Слово «менеджер» может применяться по отношению к:
- людям, организующим конкретные работы в пределах подразделения или программно-целевой группы,
- руководителям всего предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела),
- руководителям любого уровня в их отношении к подчиненным,
- администраторам любого уровня, организующим работу участка в соответствии с современными методиками управления.
Рынку свойственны риск и неопределенность, что требует от менеджеров проявлять самостоятельность и ответственность за те решения, которые они принимают. Менеджеры должны искать оптимальные научно-технические и организационные решения в части производимых нововведений.
Общими требованиями, предъявляемыми к менеджерам в любой сфере, являются:
- наличие знаний по управленческим вопросам,
- компетентность по технологическим аспектам производства отрасли, в которой действует компания,
- владение административными и предпринимательскими навыками,
- знание рыночной ситуации,
- способность проявлять инициативу, активно перераспределяя ресурсы компании оптимальным образом,
- готовность к принятию компетентных и обоснованных решений исходя из взаимодействия с руководителями более низких уровней и распределения их участия (делегирования) в реализации принятых решений,
- практический опыт и знания в анализе экономической ситуации на ключевых рыночных сегментах, где компания работает или планирует работать,
- умение проводить анализ функционирования конкурентов,
- способность к предвидению тенденций развития хозяйственной конъюнктуры, особенностей спроса, государственных мер экономического регулирования.
Для менеджера крайне важно уметь управлять людьми, в том числе:
- в совершенстве знать своих непосредственных подчиненных, их возможности и способности к выполнению конкретной работы,
- знать условия договора между предприятием и работниками, чтобы эффективно защищать интересы обеих сторон справедливым образом,
- поддерживать единство и корректность функционирования компании.
Сходства и различия менеджеров и предпринимателей
Менеджер должен организовывать эффективное управление. Работа менеджера включает пять базовых операций, результатом реализации которой должно быть достижение поставленной цели:
- целеполагание. Менеджер определяет, какие цели и задачи ставятся перед компанией и ее подразделениями,
- организация. В работу менеджера входит анализ видов деятельности, решений, отношений, а также группировка задач в соответствии с организационной структурой предприятия, создание возможности для эффективной трудовой деятельности людей,
- поддержание мотивации и коммуникации. Менеджер формирует команду из работников, отвечающих за разные работы, осуществляет побуждение их к ведению активной деятельности, в частности, путем принятия кадровых решений о назначениях, повышениях и оплате,
- способствует повышению квалификации и профессиональному росту работников (в том числе самого себя). Если организация ориентируется на результат, она не может обходиться без менеджера.
Основным интересом предпринимателя является извлечение материальной выгоды из осуществляемой деятельности. Единственный способ получения прибыли и накопления капитала, достаточного для расширения масштабов деятельности – это изготовление востребованной продукции. В основе деловых начинаний лежит предпринимательская идея. Чтобы эта идея приносила результаты, нужно разрабатывать стратегию ведения хозяйственной деятельности, в рамках которой определяются главные цели. Этим предприниматель похож на менеджера.
Как предприниматель, так и менеджер должны быть лидерами. Это тоже сближает указанные роли. Но лидерство предпринимателя формально базируется на праве собственности на средства производства, а менеджера – на его должностном статусе.
Ключевое отличие заключается в том, что предприниматель – это собственник бизнеса, а менеджер – наемный сотрудник. Соответственно, риски менеджера ограничиваются его заработком, в то время как предприниматель рискует своим имуществом.
У предпринимателя и менеджера разные цели и разные роли в рыночной экономике. Работа менеджера больше концентрируется внутри компании, он занимается обеспечением четкого функционирования производственных процессов внутри фирмы. Предприниматель более ориентирован на внешнюю среду, выявляет возникновение новых потребностей у потенциальных потребителей.
Менеджеры стремятся к четкой стабильной работе, отлаженности бизнес-процессов – а предприниматели вносят инновационную активность, заставляют перестраивать системы и отказываться от налаженных схем. Предприниматель без менеджеров не может реализовать идеи на стабильной основе, а менеджеры без предпринимателя лишаются стимула к развитию компании.
Интересно, что при всех различиях в небольших компаниях часто предприниматель берет на себя функции менеджера, не нанимая отдельного сотрудника с управленческими функциями.