Теория политических решений
Теория политических решений – это политико-управленческая наука, изучающая закономерности и механизмы публичной политики, которая осуществляется в государственном управлении, и вырабатывает методы и принципы подготовки, принятия, реализации, оценки и контроля публично-государственных решений.
Выделено несколько моделей принятия политических решений, описывающих этот процесс по отношению к деятельности властей. Главным критерием выступают методы и уровень согласований интересов при принятии решений.
- Модель, основанная на широкой политической поддержке через гармонизацию интересов, когда после анализа стремятся к достижению согласия с основными участниками, обеспечивая им поддержку принимаемого решения. Обычно данной модели предшествуют интенсивные переговоры и поиск компромисса между основными участниками. Процесс переговоров может осуществляться на основании интересов или позиций. Обычно стремятся не просто провести переговоры с участниками, но и вовлечь их в разработку решения через консультации и разделение ответственности за принятое решение. При это работает правило, что все должны получить выгоду от принятого решения, но вместе с тем никто не должен чувствовать себя проигравшим.
- Модель, основанная на принципах согласия большинства. В данной модели часто используют выборные технологии и референдумы. Это наиболее распространенный вариант, отличающийся своей простотой, но непременное условие – обеспечить права меньшинства и учитывать интересы оппозиции, для избегания конфликтных ситуаций.
- Модель решения, базирующаяся на консенсусе, когда учитывают интересы и желания всех сторон, а также стремятся получить максимальную выгоду для каждого участника. Данная модель помогает избежать острого конфликта, несмотря на усложнение процесса принятия решений и удлиняет ее сроки. Один из элементов такой модели – право вето, при котором каждый участник имеет право накладывать запрет на принимаемое решение.
Обычно политическую модель используют, чтобы принимать непрограммируемые решения в условиях неуверенности, ограниченной информации и отсутствия единого мнения, касающегося того, какую цель следует преследовать и какую выбрать стратегию поведения. На многих предприятиях в процессе принятия решений принимает участие большое количество менеджеров. У каждого из них есть свои цели, все они обмениваются информацией и в итоге приходят к некоторому консенсусу. Когда менеджеры должны принять совместное сложное организационное решение, они создают некую коалицию, представляющую неформальный альянс менеджеров, разделяющих определенные цели. Другими словами, менеджер, который отстаивает свой вариант управленческого решения, например, о поглощении компании-конкурента, чтобы обеспечить рост, проводит неформальные встречи с другими руководителями, убеждая их поддержать его решение. Если он встретит неоднозначность возможных результатов решения, то менеджеры добиваются поддержки своего решения через дискуссии, переговоры и сделки. В ином случае, менеджер или группа менеджеров, имеющих в организации остаточный вес, может разрушить план коалиции Создание коалиций дает возможность инициативным менеджерам вносить свой вклад в процесс принятия решений и добиваться принятия предлагаемого ими варианта.
Политическая наиболее приближена к реальным условиям, в которых работают менеджеры и все лица, принимающие решения. Решения всегда сложные и требуют участия большого количества людей, информация часто не позволяет делать однозначные выводы, а несогласие и даже конфликт о решении проблемы – привычное явление. Политическая модель основана на четырех предположениях:
- предприятия построены из групп, имеющих разные интересы, цели и ценности. Менеджеры по-разному определяют степень приоритетности проблем, соглашаясь с целями и интересами коллег или выражая протест;
- информация всегда неопределенная и неполная. Рациональное поведение лимитируется сложностью многих проблем, а также личными и организационными ограничениями;
- у менеджеров нет необходимой для идентификации всех составляющих проблемы и проработки всей значимой информации времени, ресурсов и ментальных способностей. Чтобы собрать необходимую информацию и уменьшить неопределенность, менеджеры должны общаться между собой, обмениваться мнениями;
- цели и альтернативные решения появляются в процессе дебатов. Решения – это всегда результат дискуссий и переговоров членов коалиции.
Исследованиями продемонстрировано, что рациональные, то есть классически принятые решения, характерны организациям, работающим в условиях стабильности. Административный и политический подходы, а также интуиция, преимущественно адекватны турбулентной внешней среде, когда решения приняты быстро, в условиях высокой неопределенности.
Сравнительная характеристика классической, административной и политической моделей принятия решений
Для большей наглядности особенностей политической модели принятия решений, следует сравнить ее по основным показателям с классической и административной моделями.
моделей принятия решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Сравнительная характеристика классической, административной и политической моделей принятия решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В понимании природы и особенностей процессов принятия решений большую роль играет процесс изучения работ ведущих специалистов в области менеджмента, экономики, социологии, психологии и прочих научных дисциплин, оказавших воздействие на процесс становления современной теории принятия решений.
Многие ученые в прошлом и настоящем внесли значительный вклад в решение данной проблемы, среди них выделяются представители западной школы менеджмента – Саймон Г., Марч Дж., Линдблом Ч. и др., которыми целенаправленно были исследованы процессы принятия решений на предприятиях и разработано множество оригинальных моделей их описания, оказавших огромное влияние на развитие всего менеджмента.