Общая характеристика подходов к установлению взаимодействия человека и организации
Подходы к установлению взаимодействия человека и организации – это позиции, отражающие ролевой аспект в установлении отношений между человеком и организацией.
Одна из ключевых задач, стоящих перед эффективным менеджером, заключается в построении гармоничного взаимодействия между сотрудниками и организацией, включении работников в организационную жизнь. Для этого нужно построить взаимоотношения между индивидом и компанией, что требует специальных знаний и масштабной работы.
В современном менеджменте (как науке, так и практике) поведение человека в организации рассматривается с одной из двух позиций:
- взаимодействие между человеком и организационным окружением,
- организация рассматривается как исходная точка рассмотрения, при этом организация – это целое, включающее в себя индивидов.
Для того, чтобы понять принципы построения взаимодействия между человеком и организацией, нужно подробно изучить несколько аспектов:
- в чем заключается сущность проблемы этих взаимодействий,
- какие характеристики личности влияют на поведение в рамках организации,
- какие параметры организационного окружения оказывают влияние на включение человека в организационную деятельность.
Модель включения человека в организационное окружение
Когда человек взаимодействует с организационным окружением, он получает стимулирующие, побуждающие к действию сигналы. Под их воздействием он совершает определенные поступки. Эти поступки, с одной стороны, становятся основой выполнения им неких работ, а с другой – оказывают воздействия на само организационное окружение.
Эта модель предполагает включение в организационное окружение тех элементов организационной среды, которые непосредственно контактируют с индивидом.
К стимулирующим воздействиям относится весь спектр возможных стимулов, включая:
- письменные и речевые сигналы,
- поступки других людей и т.д.
Человек в рамках этой модели выступает социально-биологическим существом, имеющим определенные психологические и иные потребности, опыт, знания, навыки, мораль, ценности.
Реакция на стимулирующее воздействие представляет собой совокупность восприятия этих воздействий индивидом, их оценки, неосознанное или осознанное принятие решения о совершении ответных действий.
В действие и поведение входят мышление, речь, телодвижения, мимика, возгласы, жесты и т.д.
Результаты работы представляются двумя частями:
- что человек получает для себя вследствие реагирования на стимулы, какие проблемы решает,
- что человек делает для организационного окружения, для компании в виде ответа на применяемые организацией к нему стимулирующие воздействия.
Организация рассматривается как единая система, состоящая из входа, преобразователя и выхода. Она определенным образом взаимодействует с внешним окружением, и, в соответствии с характером и содержанием этого взаимодействия, включает индивидов как элементы организации в процессы материального и организационного обмена между средой и организацией. Человек выступает составной частью входа, ресурсом организации (используемым ей наряду с другими ресурсами).
Человек при работе в организации постоянно сложно и многопланово взаимодействует с организационным окружением.
Модель включения человека в организационное окружение с позиции организации
Индивид обладает рядом ожиданий, затрагивающих, в частности:
- содержание, суть и значимость работы;
- оригинальность и креативный характер работы;
- увлекательность и интенсивность работы;
- степень независимости, прав и власти на работе;
- престижность и статусность работы;
- степень вовлеченности работы в более широкий деятельный процесс;
- безопасность и комфорт условий на работе;
- признание и поощрение хорошей работы;
- заработную плату и премии;
- социальную защищенность и другие социальные блага, предоставляемые организацией;
- гарантии развития, роста и совершенствования;
- дисциплину и другие нормативные аспекты, регламентирующие поведение на работе;
- отношения между членами организации.
Каждый индивид обладает уникальной комбинацией этих ожиданий.
В свою очередь, организация ожидает от индивида, что он проявит себя с разных сторон:
- как специалист в конкретной области, имеющий определенные знания и квалификацию;
- как член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
- как человек, обладающий высокими личностными и моральными качествами;
- как член коллектива, способный взаимодействовать и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
- как член организации, разделяющий ее ценности;
- как работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей и т.д.
В разных организациях приоритеты различны. Даже в рамках одной компании для людей, занимающих разные позиции, эти ожидания отличаются.
Практика менеджмента выработала два подхода для установления соответствия между ролью и местом:
- первый подход состоит в том, что человека подбирают для того, чтобы он играл определенную роль, осуществлял определенную функцию. При этом осуществляется отбор кандидатов на основе квалификационных требований с последующим назначением человека на работу,
- второй подход заключается в том, что человеку подбирают такую работу, которая наилучшим образом соответствует его возможностям, претензиям на определенный статус в организации.
Первый подход более традиционный, но второй тоже встречается (в частности, в компаниях, практикующих японскую модель управления). Второй подход более сложен в реализации, но отдельные его идеи и элементы получают все большее признание и распространение.
Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией, и получает определенные статус в организационном окружении.