Agile - это обобщенное название комплекса принципов и подходов, руководствуясь которыми организация направляет свои ресурсы на оперативное создание необходимых клиентам продуктов.
Понятие и сущность Agile-подходов
В последние годы в сфере проектного управления набрали популярность несколько подходов, которые в своей совокупности образуют группу, известную под названием «Agile». В настоящее время Agile принято называть комплекс принципов и подходов, которыми многие организации руководствуются в процессе разработки и реализации проектов.
Отличительной чертой подходов Agile считается их способность направить ресурсы организации на быстрое создание именно тех продуктов, в которых испытывают потребность клиенты. Поэтому неудивительно, что первой областью, где Agile как гибкие подходы к управлению разработкой продуктов начали массово использоваться, стала сфера программного обеспечения.
Agile включает в себя несколько различных методик и подходов к управлению проектами и его отдельными частями, которые позволяют команде проекта овладеть следующими способностями:
- сосредоточить свое внимание на потребностях и целях клиентов;
- упростить организационную структуру и процессы;
- выполнять работы через короткие циклы;
- создать ценный результат, в котором нуждается клиент, максимально быстро и, тем самым, получить обратную связь;
- активно использовать обратную связь;
- выполнять работы на основе гуманистического подхода;
- принимать на себя полномочия и ответственность;
- реализовывать самоорганизацию на высоком уровне.
Многие специалисты рассматривают Agile как отдельную методологию и семейство гибких подходов к управлению проектами. В то же время подходы Agile также считаются образом жизни и состояния, а не неким конечным состоянием.
Стоит иметь в виду, что многие гибкие подходы к управлению проектами развиваются под общим названием Agile-подходов. Это обстоятельство вызывает у некоторых людей определенную путаницу в понимании. В связи с этим для того, чтобы получить полное и достоверное представление об Agile, необходимо узнать перечень и содержание его ценностей, принципов, конкретных инструментов и фреймворков, а также обнаружить взаимосвязь, которая имеется между ними.
Механизм применения Agile-подходов
В соответствии с Agile реализация проектов приобретает итеративно-инкрементальный характер. Это означает, что реализация проекта (иными словами, создание продукта) ведется итерациями - так называются небольшие этапы, длительность которых составляет от одной до четырех недель. Каждая итерация, которая, как правило, называется спринтом, завершается достижением конечного результата в виде определенной версии продукта, набора функций и т. д.
Готовый результат называется инкрементом. Его следует представить заинтересованным сторонам реализуемого проекта и конечным пользователям. Благодаря этому команда проекта получает обратную связь, которая впоследствии используется как основание для принятия решения либо о начале массового выпуска продукта (его ввода в эксплуатацию), либо о необходимости его доработки, улучшению по конкретным направлениям.
Команде проекта нужно, прежде всего, обеспечить наличие у каждого инкремента определенной ценности для конечных пользователей продукта и у заказчиков проекта. В наилучшем случае инкремент будет удовлетворять запросы всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) проекта.
При этом каждый последующий инкремент привносит в продукт проекта добавленную ценность по сравнению с предыдущим инкрементом. Такой способ разработки проекта позволяет в максимально сжатые сроки создать минимально жизнеспособный продукт, который впоследствии позволяет проводить проверки гипотез и предположений о требуемых результатах проекта, а также организовать работу с обратной связью.
Продукт проекта с точки зрения Agile
Несмотря на то, что Agile сейчас известен, в первую очередь, как подход к управлению проектами, он также может быть эффективным, если его использовать как продуктовый подход (т.е. подход к созданию продукта «непроектным» способом). Это связано с тем, что в контексте гибких подходов (в том числе, Agile) продукт представляет собой материальный или нематериальный объект, услугу или сервис, который предназначен для удовлетворения потребностей клиента и может быть выведен на рынок.
Т. е. продукт с точки зрения Agile рассматривается в более узком ракурсе, чем в понимании продукта проекта у большинства классических подходов. Agile устанавливает дополнительные требования к продукту в виде наличия у него:
- своего клиента (пользователя / потребителя);
- предназначения и способности удовлетворить потребности своего клиента;
- измеримой ценности;
- возможности быть выставленным на рынок.
С позиций классических подходов в качестве продукта проекта может рассматриваться любой «артефакт», т. е. результат целенаправленной деятельности человека. Следовательно, можно сделать вывод о том, что подходы Agile в большей степени направлены на удовлетворение потребностей клиентов. Поэтому Agile-подходы наиболее подходят для применения в тех проектах, конечный результат которых должен, в первую очередь, удовлетворить потребности конечных пользователей (это, например, проекты в государственном управлении и некоторые проекты коммерческих организаций).
Таким образом, разработка и реализация проектов в настоящее время осуществляется многими организациями в соответствии с правилами, принципами, подходами, которые образуют достаточно крупную группу Agile-подходов. Они представляют собой семейство гибких подходов к управлению проектами, которые направляют исполнителей проектных работ на быстрое создание качественных продуктов, нужных клиентов.