Планирование в СССР
Планирование народного хозяйства в СССР – это главный способ осуществления хозяйственно-организаторской деятельности Советского государства и экономической политики Коммунистической партии СССР.
Планирование состоит из разработки плана, организации его осуществления и контроля за его исполнением.
Результаты завоевания пролетариатом политического влияния и установления социалистической собственности на средства производства в Советском Союзе позволили создать практическую возможность и необходимость планомерной организации всего общественного производства. Первый единый государственный план по восстановлению и развитию народного хозяйства Советского Союза – это план ГОЭЛРО, который был разработан в 1920 году по заданию и под личным руководством В.И. Ленина.
В 1928 году начали разрабатывать пятилетние государственные планы по развитию народного хозяйства государства. В соответствии с положениями Конституции СССР, руководство экономикой осуществляли на основании государственных планов по экономическому и социальному развитию, а также с учетом отраслевого и территориального принципов, сочетающих централизованное управление и хозяйственную самостоятельность с инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно пользовались хозяйственным расчетом.
Единый государственный план предоставляет возможности для гармоничного развития всех производственных отраслей и сфер обслуживания, науки и культуры, использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, соответствующих важнейшим социально-экономическим задачам рассматриваемого отрезка времени. Основное направление экономического и социального развития советского общества определялось долгосрочными планами, рассчитанными на период 10-15 лет. На их основании шла разработка среднесрочных, то есть пятилетних планов, а также текущих, или годовых планов, уточняющих и конкретизирующих задания пятилеток.
Вместе с этим привычное планирование перестало соответствовать новым требованиям и задачам, направленным на ускорение процессов социально-экономического государственного развития, поставленным на XXVII съезде КПСС. А также шло вразрез с программой радикальной реформы экономического управления, которая была разработана июньским Пленумом ЦК КПСС в 1987 году.
17.07.1987 года ЦК КПСС вместе с Советом Министров СССР приняли постановление «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования», в котором был предусмотрен решительный переход внутри организации всего объема плановой работы от преимущественно административных методов к экономическим. Необходимо обеспечить условия для работы предприятий, основанные на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансировании, а также заинтересованность предприятий или объединений в использовании своих резервов и возможностей в полном объеме, чтобы увеличить выпуск и повысить качество продукции, обеспечить рост эффективности производства и его дальнейшее развитие.
Предусматривался переход к разработке целой структуры планов, которая включала основные направления экономического и социального развития СССР на 15 лет вперед, а также Государственный пятилетний план экономического и социального развития СССР, включая распределение заданий по годам. Основные направления должны были материализовать в конкретном цифровом выражении и заданиях экономическую стратегию партии на ближайшие 15 лет с распределением заданий и показателей на каждые пять лет, а на первую пятилетку – по годам. Основная форма реализации целей и задач, которые предусмотрены основными направлениями, - пятилетние планы, определяющие наиболее значимые показатели, пропорции и эффективность народного хозяйства. Начиная с тринадцатой пятилетки, признали целесообразность отказа от сформировавшейся практики ежегодной разработки и утверждения годовых планов в качестве самостоятельного типа планирования.
Намеченное совершенствование системы планирования предполагает повышение действенности централизованного планирования, развитие хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций, широкую демократизацию управления, для того, чтобы на деле трудовые коллективы стали активными творцами планов, в которых органически сочетаются интересы государства, предприятий и каждого отдельного работника.
Методология социалистического планирования
Методология социалистического планирования – это совокупность основных принципов, методов и системы важнейших показателей, которые применяют с целью составить и обосновать единый государственный план развития народного хозяйства, разработать мероприятия, необходимые, чтобы его обеспечивать, контролировать процесс его выполнения.
В методологию социалистического планирования также включено учение о системе экономических рычагов, которые используют, чтобы претворить планы в жизнь. Методология социалистического планирования по своему содержанию представляет внутреннюю логику процесса планирования социалистического воспроизводства в целом. Свое внешнее проявление она получает через соответствующую организацию планирования хозяйственно-организаторской деятельности социалистического государства. Методология социалистического планирования основана на принципах диалектического материализма, теоретических положениях теорий К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, касающихся социализма и коммунизма, конкретизирующих их положения по отношению к определенным стадиям развития, учитывая конкретно-историческую обстановку. Это отражено в Программе КПСС, решениях партийных съездов, экономической политике и определении очередных хозяйственно-политических задач народно-хозяйственного плана. В методологии планирования отражено и научное обобщение богатейшего опыта планового руководства развитием экономики СССР и других социалистических государств.