Значение и задачи малого предпринимательства
Малое предпринимательство (иными словами, малый бизнес) - это вид предпринимательства, опирающийся на деятельность небольших компаний и фирм, а также малых предприятий, которые не входят в объединения. Субъектами малого предпринимательства могут выступать как юридические, так и физические лица, не образовывающие юридическое лицо, и выступающие от собственного имени.
Сегодня малые предприятия осуществляют различные виды деятельности, являются многопрофильными. Функции их реализуются в рамках нормативно-правового и информационного обеспечения. Предпринимательство подчиняется законам и приказам Президента, в противном случае его деятельность признается нелегальной, а предприниматель может быть привлечен к уголовной ответственности.
Одна из особенностей малого предпринимательства заключается в том, что малые компании и физические лица намного оперативнее реагируют на любые изменения, происходящие на финансовом и предпринимательском рынке. За их счет экономика становится гибкой, а потребители гораздо быстрее удовлетворяют свои потребности, благодаря чему на потребительском рынке сохраняется необходимое равновесие. Но в современных условиях (эпидемиологическая ситуация, отсутствие поддержки со стороны государства, кредитная политика банков) малое предпринимательство претерпевает кризис. Небольшие компании, индивидуальные предприниматели оказались в сложном положении, что ударило по их финансовому состоянию и благополучию. Также из-за отсутствия малых предприятий многие потребители не могут в полной мере удовлетворить собственные потребности.
Развитие малого бизнеса - направление перспективное. Позитивные последствия деятельности малого бизнеса можно объединить в несколько больших групп:
- формирование среднего класса за счет увеличения числа собственников;
- гарантия стабильности в демократическом обществе (в том числе, стабильности политического характера);
- доля экономически активного населения заметно возрастет;
- увеличение доходов граждан;
- сглаживание диспропорции в благосостоянии разных финансово-экономических и социальных категорий населения;
- создание новых рабочих мест;
- привлечение молодежи и студентов;
- подготовка новых профессиональных кадров;
- ликвидация монополии;
- удовлетворение узконаправленных потребностей пользователей.
Малое предпринимательство является частью экономики. Оно включено в хозяйственную структуру, конкурентноспособно, играет важную роль в жизни общества. Развитие малого бизнеса ориентировано на достижение нескольких задач:
Во-первых – создание новых рабочих мест. Крупные компании сегодня жестко подходят к набору новых сотрудников, предъявляя к ним высокие требования. Малое предпринимательство не снижает планку в наборе персонала, но мелкие бизнесмены более лояльны к подбору сотрудников, они ориентированы на то, чтобы вокруг них была собрана команда людей, которые будут преданы своему делу.
Во-вторых, внедрение новых товаров и услуг. Мелкие производители конкурируют друг с другом, производя по сути одни и те же товары, поэтому им приходится проявлять фантазию и предлагать новые услуги и продукты, которые будут еще лучше удовлетворять потребности потребителей.
В-третьих, малое предпринимательство способно удовлетворять нужды крупных предприятий. Прежде всего, это сотрудничество касается поставки ресурсов, с помощью которых крупные предприниматели будут улучшать производство, а малое предпринимательство получать от этого выгоду.
Содержание и цели управления финансами предприятия
Управление финансами - часть общей системы управления предприятием, где задействованы подготовленные и квалифицированные эксперты - финансисты и финансовые менеджеры. Управление финансами связано с выработкой и принятием финансовых и инвестиционных решений в отношении материальных ресурсов, которыми обладает малый бизнес и небольшое предприятие. Цель управления - получение прибыли. Но помимо этого, эксперты делают ставки на стабилизацию положения компании, на создание финансовой подушки, благодаря которой даже в период экономического кризиса компания сумеет обеспечивать себя поставками, а потребителей необходимыми товарами и услугами. Менеджеры ориентированы на поддержку платежеспособности компании. В России действует серьезная налоговая система, которая предполагает, что компания будет рассчитываться по обязательствам. Не вовремя оплаченные налоги, отсутствие выплат сотрудникам приводят к тому, что компания теряет позиции на рынке и признается банкротом.
Но многие финансовые менеджеры отрицают обеспечение прибыли и платежеспособности как основные цели. Они видят ключевую задачу в том, что управление финансами активами предприятия приведет к качественному удовлетворению потребностей и интересов собственников. Повышение благосостояния осуществляется через формирование и использование прибыли.
Управление финансами на малом предприятии несколько отличается от процессов управления ими на крупных предприятиях. Выражается это в нескольких характерных особенностях:
- в рамках малого предприятия финансовым менеджером избирается один сотрудник. Эксперт совмещает в себе функции руководителя и финансиста, а также управленца. На него ложится миссия принимать решения касательно привлечения банковских кредитов и денег спонсоров, а также распределять полученную от сбыта товаров и услуг прибыль;
- финансовые менеджмент ориентирован на максимизацию курса акций, на расчет акций и, соответственно, расчет прибыли. Доходы владельцев должны увеличиваться, оставаться устойчивыми даже в случае финансового упадка на рынке. Безубыточное производство - еще одна цель управления финансами на малом предприятии.
Несмотря на то, что малые предприятия работают в менее формализованном режиме, условия требуют подготовки грамотно составленных документов. Частная инициатива предпринимателя (собственника малой компании) должна подкрепляться легитимными документами, подтверждающими действия руководителя. Со стороны финансового менеджера требуется подготовка смет и отчетов, аналитики расходов и доходов, востребованности товаров и услуг со стороны потребителей. Деятельность компании подчиняется личным интересам предпринимателя, но работая в компании, лидер должен осознавать, что в выгоде нуждаются и другие сотрудники. Поэтому управление финансами даже на малом предприятии должно быть четко организовано и подчинено общим правилам и требованиям.