Общая характеристика финансового менеджмента в коммерческом банке
Финансовый менеджмент в коммерческом банке – это система отношений, связанных с управлением денежными ресурсами, которые находятся в распоряжении банка в рамках концепции его развития.
В финансовом менеджменте коммерческого банка можно выделить ряд компонентов:
- управление банковскими активами и пассивами,
- управление ликвидностью,
- управление собственным капиталом,
- управление кредитным портфелем,
- управление рисками банковской деятельности,
- управление маркетингом,
- управление рентабельностью (доходностью) и т.д.
У финансового менеджмента коммерческого банка есть объект и предмет.
Объектом практической деятельности в рамках финансового менеджмента в коммерческом банке выступает управление денежными потоками, связанными с банковскими клиентами, а также анализ финансовых операций, производимых банком.
К предметам финансового менеджмента относят:
- разработка и использование методик, инструментов и систем рационального построения планирования,
- реализация финансовых операций, таких как привлечение средств от клиентов и размещение находящихся в распоряжении банка ресурсов (включая выдачу кредитов и инвестирование).
В банках финансовый менеджмент как практическая деятельность реализуется с четко определенной целью: определить рациональные требования и методические основы построения режимов работы и организационных структур для технико-функциональных систем, которые обеспечивают планирование и реализацию банковских финансовых операций, поддерживают его устойчивость с соблюдением заданных параметров. Эти параметры могут быть ориентированы как на увеличение прибыли, так и на увеличение объема собственного капитала банка в условиях сохранения устойчивости и стабильности работы банка.
Каждый коммерческий банк в современных российских условиях сам решает, как именно он будет управлять своими ресурсами. Единообразных систем финансового менеджмента не предусмотрено, поэтому построение эффективной системы способно стать серьезным конкурентным преимуществом. В то же время деятельность банком подвержена достаточно строгому регулированию со стороны Центрального банка, поэтому выбор инструментов финансового менеджмента в определенной степени лимитирован.
Особенности банковского финансового менеджмента
Финансовый менеджмент в банках отличается от финансового менеджмента на других предприятиях в связи со спецификой банковских функций. Основной банковской функцией является организация посредничества между кредиторами и заемщиками, покупателями и продавцами денежных средств. Поскольку банк является финансовым посредником, полное совпадение экономических интересов банков и клиентов невозможно. Банк обслуживает денежные потоки, но при этом не становится собственником привлекаемых денежных средств. В то же время клиенты в большинстве случаев – это или владельцы денег, или владельцы производимых товаров и услуг реального сектора экономики. Реальный сектор нуждается в финансировании оборотных средств и долгосрочных инвестициях, а банки – в увеличении объемов активов. Чтобы банк успешно функционировал, между этими целями должна обеспечиваться согласованность.
На практике интересы клиентов и коммерческих банков не полностью совпадают, а лишь соприкасаются в определенных точках, полностью расходясь в других. Поэтому особенностью банковского менеджмента является ориентация на обеспечение функции обратной связи с внешней средой коммерческого банка.
Внешняя среда коммерческих банков отличается постоянным изменением условий, что требует от банков соответствующей реакции:
- проведения глубокого анализа макроэкономической и финансовой политики,
- изыскания новых способов получения прибыли (не чисто спекулятивных обменных операций).
Банкам нужно соответствовать трансформирующимся требованиям рыночной среды, клиентов и предложениям конкурентов (как других банков, так и косвенных конкурентов – небанковских кредитных организаций и некредитных финансовых организаций).
Когда банк формирует новые направления деятельности и предлагает инновационные продукты, неизбежно возникают трудности, связанные с отсутствием или недостаточным уровнем взаимодействия между отделами и другими функциональными подразделениями организации. Между всеми компонентами банковской структуры должен обеспечиваться обмен информацией, что позволит координировать усилия. Если же подразделения сотрудничают неэффективно, то процесс принятия стратегических решений усложняется, затрудняется применение схем оценки достоинств и недостатков предлагаемых альтернатив, что в конечном счете приводит к ухудшению показателей функционирования коммерческого банка в целом.
Главной задачей финансового менеджмента коммерческого банка является построение системы отношений между многочисленными элементами сложной динамической системы (которой является коммерческий банк) применительно к управлению финансовыми потоками.
Важным отличием финансового менеджмента коммерческого банка является подверженность его влиянию Центрального банка. Центральный банк имеет полномочия отозвать у банка лицензию на осуществление банковской деятельности в случае нарушения им требований, содержащихся в федеральном законе «О банках и банковской деятельности» и в других нормативно-правовых актах. Поскольку финансовая устойчивость и ликвидность банков напрямую связана с реализуемой в них системой финансового менеджмента. Поэтому обоснованы требования регулятора к построению этой системы как фактор обеспечения надежности банковского сектора в целом. Слишком рискованные механизмы, применяемые банками в финансовом менеджменте, могут грозить не только банкротством данного конкретного банка, но и стремлением конкурентов «соответствовать», что приведет к банкротству уже сразу нескольких организаций.