Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основы проектного управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Основы проектного управления
Содержание статьи

Понятие проекта

Определение 1

Управление проектами — это деятельность менеджера, направленная на достижение поставленных целей и задач проекта.

Основы проектного управления – это наиважнейший раздел менеджмента, который должен изучить и принять каждый руководитель, работающий с проектной системой.

В современном, динамически меняющемся мире нужно очень быстро двигаться и быть весьма гибким в принятиях решений. Чтобы лидировать в любой системе нужно постоянно вносить коррективы, выпускать новые продукты или совершенствовать старые, следить за потребностями своих клиентов. Все проводимые изменения и разработки — это и есть проекты.

Проектная деятельность существует в каждой организации: в бизнесе, в детском саду, в правительстве. Для осуществления эффективной деятельности жизненно важно научиться управлять проектами, создавать и развивать систему управления проектами. И с целью облегчения работы над проектами созданы стандарты управления проектами.

Сейчас есть следующие виды стандартов:

  • международные — стандарты международного значения, ставшие такими в процессе развития или разработанные для международного использования (PMBoK, ICB, NCB);
  • национальные — применяемые внутри одной страны или достигшие общенационального статуса в процессе своего развития (P2M, Prince2);
  • частные — наборы знаний, используемые компаниями, частными лицами;
  • корпоративные — разработанные специально для применения внутри конкретной организации.

Свод знаний по управлению проектами (PMBoK) подразумевает под проектом «временное предприятие, основанное для создания уникальных услуг, продуктов или результатов». Проекты могут быть многоплановыми и разнообразными, но каждый проект обязан обладать следующими характеристиками:

  • целенаправленность (результативность). Каждый проект должен иметь конечный результат, быть направлен на достижение целей;
  • ограниченность ресурсов. Проекты реализуются в условиях конкретных ресурсов;
  • комплексность. Обязательно учитываются внутренние и внешние факторы, могущие влиять на проект;
  • временные рамки проекта;
  • новизна и неповторимость. Всегда должен создаваться новый продукт. Каждый проект, вне зависимости от его итогов, в основе имеет что-то уникальное, присущее только этому проекту;
  • разграничение с другими целями и намерениями. Каждый проект ограничен определенными рамками своей предметной области и сепарирован от других видов деятельности компании;
  • специальная организационная структура проекта. Большая часть крупных не выполняется в рамках имеющихся организационных структур;
  • изменение как основное содержание проекта. Достижение целей проекта должно всегда приводить к изменениям в системе, частью которой является проект.

Готовые работы на аналогичную тему

Все вышеперечисленные характеристики взаимосвязаны и задают конкретные рамки проекта, три его измерения, критерии, по которым можно провести оценку проекта (они называются «золотым треугольником» проекта):

  • стоимость,
  • качество,
  • сроки.

Главная задача управляющего проектом – поиск оптимального соотношения этих трех параметров, с которыми несомненно переплетаются интересы участников проекта.

Управление проектом

Определение 2

Управление проектом — это действия руководства по координации материальных и людских ресурсов в течении существования проекта путем использования современных методов и техник управления для достижения поставленных в проекте результатов по объему и составу работ, времени, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта.

В существующих давно организациях, которые ведут проектный менеджмент, управление проектами присутствует в более широком контексте, регулируемом управлением портфелями и программами. Проект, портфель проектов, программа, проектно-ориентированная организация, жизненный цикл проекта и его фазы - это объекты управления проектами.

Далее сформулируем определения для каждого из объектов.

Определение 3

Программа — это группа связанных мероприятий и проектов, объединенных общей целью и условиями выполнения.

В составе программы проекты зависят друг от друга и нацелены на общий результат. Управление программой почти такое же, как и управление проектом, с акцентом на взаимозависимость проектов внутри программы.

Определение 4

Портфель — это набор программ или проектов и других работ, собранных воедино с целью эффективного менеджмента для достижения стратегических целей.

Программы и проекты внутри портфеля не должны зависеть друг от друга. Управление портфелем это установление приоритетов, выявление, авторизация, управление и контроль проектов, программ и других работ для достижения поставленных целей и задач. При масштабировании проектов они объединяются в программы, и при этом возрастает количество проектов, не взаимосвязанных технологически, но объединенных одним клиентом, технологией или ресурсами, продавцом, а это уже приводит к необходимости управления портфелем проектов. Если компания будет реализовывать все направления развития с помощью выполнения проектов, то это изменит организационную структуру, то есть возникнет проектно-ориентированная организация.

Определение 5

Проектно-ориентированная организация — это компания или государственная структура, использующая проектное управление как один из доминантных подходов к управлению своей деятельностью.

В зависимости от вида проекта в его реализации принимают участие от одной до нескольких сотен компаний. У каждой из них имеются свои функции, степень участия в проекте и зона ответственности. Все они в зависимости от возложенных на них обязанностей объединяются в определенные категории стейкхолдеров (Stakeholders).

Определение 6

Стейкхолдеры — это организации или физические лица, непосредственно вовлеченные в проект, или же те, чьи интересы затрагиваются как отрицательно, так и положительно при реализации проекта.

Управление проектами обязывает менеджмент владеть специальными навыками, инструментами, методами. Инструментами управления считаются завершенные формализованные процедуры, методики и шаблоны нужной проектной документации.

Для понимания проекта на изначальном этапе создается документ, описывающий согласованное понимание результатов и целей проекта, которым назначается Устав проекта, согласовываемый вышестоящим менеджментом проекта, как лицами, принимающими решение. Структура Устава проекта различается в зависимости от специфики, типа проекта и его содержания. Обязательными и основными разделами являются:

  • обоснование инициации проекта;
  • продукт проекта, цели, границы проекта, его результаты;
  • участники проекта и их интересы;
  • целевые показатели проекта и критерии успеха.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис