Управление проектами — это деятельность менеджера, направленная на достижение поставленных целей и задач проекта.
Основы проектного управления – это наиважнейший раздел менеджмента, который должен изучить и принять каждый руководитель, работающий с проектной системой.
В современном, динамически меняющемся мире нужно очень быстро двигаться и быть весьма гибким в принятиях решений. Чтобы лидировать в любой системе нужно постоянно вносить коррективы, выпускать новые продукты или совершенствовать старые, следить за потребностями своих клиентов. Все проводимые изменения и разработки — это и есть проекты.
Проектная деятельность существует в каждой организации: в бизнесе, в детском саду, в правительстве. Для осуществления эффективной деятельности жизненно важно научиться управлять проектами, создавать и развивать систему управления проектами. И с целью облегчения работы над проектами созданы стандарты управления проектами.
Сейчас есть следующие виды стандартов:
Свод знаний по управлению проектами (PMBoK) подразумевает под проектом «временное предприятие, основанное для создания уникальных услуг, продуктов или результатов». Проекты могут быть многоплановыми и разнообразными, но каждый проект обязан обладать следующими характеристиками:
Все вышеперечисленные характеристики взаимосвязаны и задают конкретные рамки проекта, три его измерения, критерии, по которым можно провести оценку проекта (они называются «золотым треугольником» проекта):
Главная задача управляющего проектом – поиск оптимального соотношения этих трех параметров, с которыми несомненно переплетаются интересы участников проекта.
Управление проектом — это действия руководства по координации материальных и людских ресурсов в течении существования проекта путем использования современных методов и техник управления для достижения поставленных в проекте результатов по объему и составу работ, времени, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта.
В существующих давно организациях, которые ведут проектный менеджмент, управление проектами присутствует в более широком контексте, регулируемом управлением портфелями и программами. Проект, портфель проектов, программа, проектно-ориентированная организация, жизненный цикл проекта и его фазы - это объекты управления проектами.
Далее сформулируем определения для каждого из объектов.
Программа — это группа связанных мероприятий и проектов, объединенных общей целью и условиями выполнения.
В составе программы проекты зависят друг от друга и нацелены на общий результат. Управление программой почти такое же, как и управление проектом, с акцентом на взаимозависимость проектов внутри программы.
Портфель — это набор программ или проектов и других работ, собранных воедино с целью эффективного менеджмента для достижения стратегических целей.
Программы и проекты внутри портфеля не должны зависеть друг от друга. Управление портфелем это установление приоритетов, выявление, авторизация, управление и контроль проектов, программ и других работ для достижения поставленных целей и задач. При масштабировании проектов они объединяются в программы, и при этом возрастает количество проектов, не взаимосвязанных технологически, но объединенных одним клиентом, технологией или ресурсами, продавцом, а это уже приводит к необходимости управления портфелем проектов. Если компания будет реализовывать все направления развития с помощью выполнения проектов, то это изменит организационную структуру, то есть возникнет проектно-ориентированная организация.
Проектно-ориентированная организация — это компания или государственная структура, использующая проектное управление как один из доминантных подходов к управлению своей деятельностью.
В зависимости от вида проекта в его реализации принимают участие от одной до нескольких сотен компаний. У каждой из них имеются свои функции, степень участия в проекте и зона ответственности. Все они в зависимости от возложенных на них обязанностей объединяются в определенные категории стейкхолдеров (Stakeholders).
Стейкхолдеры — это организации или физические лица, непосредственно вовлеченные в проект, или же те, чьи интересы затрагиваются как отрицательно, так и положительно при реализации проекта.
Управление проектами обязывает менеджмент владеть специальными навыками, инструментами, методами. Инструментами управления считаются завершенные формализованные процедуры, методики и шаблоны нужной проектной документации.
Для понимания проекта на изначальном этапе создается документ, описывающий согласованное понимание результатов и целей проекта, которым назначается Устав проекта, согласовываемый вышестоящим менеджментом проекта, как лицами, принимающими решение. Структура Устава проекта различается в зависимости от специфики, типа проекта и его содержания. Обязательными и основными разделами являются: