Планирование в системе менеджмента
Основные функции в системе менеджмента – это ключевые задачи, которые менеджмент решает для достижения организационных целей.
Выделение функций менеджмента произошло в процессе специализации управленческого труда, совершенствования информационных операций – сбора и обработки информации, а также технологий принятия и реализации управленческих решений.
В менеджменте выделяется пять основных функций, тесно связанных друг с другом:
- планирование,
- организация,
- координация,
- мотивация,
- контроль.
Отправной точкой в управлении выступает планирование. Управление без планирования превращается в хаотичные действия.
Суть планирования – это разработка на определенный период программы действий и способов ее реализации.
Планы унифицируются по двум направлениям:
- по вертикали, что значит субординированность планов разных уровней. Задания на нижестоящих уровнях выступают продолжением выработанных на высшем уровне планов,
- по горизонтали, что значит единство между планами всех направлений деятельности и всех подразделений. Для этого осуществляется координация финансовой, производственной, сбытовой и других сфер функционирования компании.
Планирование часто является единственным способом формально спрогнозировать будущие возможности и проблемы. На основе формального планирования принимаются решения, оно способствует снижению рисков. Иными словами, оно позволяет сформулировать установленные цели, создать внутри компании единство общей цели.
Планирование бывает трех видов:
- текущее (бюджетное) или тактическое,
- среднесрочное,
- стратегическое.
Каждая компания самостоятельно определяет задачи планирования исходя из осуществляемой деятельности. В целом же планирование производится для того, чтобы:
- спланировать рост прибыли,
- спланировать издержки предприятия и выявить пути их сокращения,
- увеличить рыночную долю, долю продаж,
- обеспечить компанию необходимым качественным и количественным составом работников,
- улучшить социальную политику.
Организация и координация в менеджменте
Для подготовки к практическому воплощению указанных в планах замыслов служит организационная функция.
Организацией называют процесс распределения ресурсов, необходимых для выполнения планов.
Для менеджера важно учитывать все выполняемые персоналом виды деятельности. Имеются два пути реализации функции организации:
- через оперативное управление. Смысл оперативного управления сводится к периодическому или непрерывному сравнению реально полученных результатов с плановыми и выполнению их корректировки. Между оперативным управлением и текущим планированием действует тесная связь,
- через административно-организационное управление. При этом определяется структура фирмы, устанавливаются взаимосвязи и распределяются функции между подразделениями компании, работника аппарата управления предоставляются права и устанавливается ответственность.
Организация направлена на то, чтобы скоординировать многие задачи. К основным аспектам организационного процесса относятся:
- делегирование полномочий,
- деление организации в соответствии с целями и стратегиями на подразделения.
Под делегированием понимают передачу полномочий и задач лицам, принимающим на себя ответственность за их выполнение.
Организация тесно связана с координацией.
Координацией называют обеспечение согласованной работы всех элементов, входящих в хозяйственный механизм компании.
Координация обеспечивается за счет того, что между отдельными исполнителями и структурными подразделениями устанавливаются рациональные связи (коммуникации). Именно благодаря координации достигается бесперебойность работы компании и взаимодействие всех функций менеджмента. В основе координации лежит обмен информацией – коммуникация. Менеджеры тратят значительное время на осуществление коммуникаций, причем содержание коммуникационного процесса определяется координируемыми процессами. Широкое применение находят:
- отчеты,
- документы,
- заседания,
- телефонная и компьютерная связь,
- средства радио и телевизионного вещания.
Мотивация в менеджменте
Функция мотивации нужна для того, чтобы обеспечить заинтересованность сотрудников в достижении общего результата работы, сформировать у работников внутренние побуждения трудиться с высокой производительностью.
Под мотивацией индивидуума понимают совокупность движущих сил, подталкивающих его совершать определенные действия.
По решаемым задачам и преследуемым целям различают два типа мотивации:
- активизация мотивов, побуждающих человека к совершению действий, желательных для мотивирующего субъекта,
- формирование у человека мотивационной структуры, т.е. ослабление негативных и усиление положительных с точки зрения субъекта мотивов. Реализация мотивации данного типа намного сложнее, требует больших усилий, но она более результативна.
Контроль в менеджменте
Функция контроля служит для того, чтобы определить степень достижения запланированных параметров путем сопоставления фактического состояния с плановым.
Часто «контроль» воспринимается в негативном ключе, рассматривается как принуждение и ограничение. С одной стороны, это справедливо: за счет осуществления контроля исключается возможность совершить действия, негативно влияющие на компанию. С другой стороны, контроль – это в первую очередь не инструмент для проведения санкций, а установление стандартов, нужных при выполнении заданий, измерения достигнутого результата и определения направлений корректировок. Без контроля управление в принципе невозможно, поэтому реализация контроля начинается одновременно с планированием, на этапе формулирования целей и постановки задач компании.
В составе контроля выделяется три значимых этапа:
- выработка критериев оценки и стандартов,
- сопоставление реальных результатов с плановыми,
- принятие мер корректировки.