Экспертиза качества товаров - это оценка качества товаров посредством определения значений показателей, которые характеризуют товары с точки зрения осуществления их предназначения и степени удовлетворенности потребителей.
Общие сведения об экспертизе и оценке качества товаров
В условиях острой конкурентной борьбы производители товаров вынуждены изменять в ту или иную сторону параметры качества товаров. Это может делаться как для снижения рыночной цены продукции, так и для улучшения отзывов потребителей об этих товарах.
Во времена довольно-таки частых изменений потребительских свойств товаров для того, чтобы подтвердить их текущее состояние, все чаще приглашаются независимые эксперты для проведения оценки качества товаров. Отсюда следует, что экспертиза качества товаров представляет собой деятельность независимых экспертов, которые оценивают качество товаров по номенклатуре показателей, характеризующих возможности товаров полностью удовлетворить потребности всех потребителей.
Экспертом называют компетентное лицо, которое обладает специальными знаниями, необходимыми для достижения целей исследования, в частности, оценки качества товаров. Эксперты приглашаются или нанимаются для выдачи квалифицированного заключения или суждения по рассматриваемому вопросу.
Экспертизу качества товаров проводят для того, чтобы определить соответствие товаров техническому заданию на разработку и изготовление, установить преимущества этих товаров по сравнению с аналогами. Многообразие товаров обуславливает большое количество всевозможных потребительских свойств, которые должны быть оценены. Следовательно, для экспертизы важное значение имеет разработка номенклатуры оцениваемых свойств и методов их определения.
Экспертиза качества товаров, как правило, проводится в определенные ограниченные сроки. В качестве завершения экспертизы осуществляют подготовку письменного документа (заключения, акта, сертификата и т. п.), в котором в установленной форме излагают результаты проведенного исследования.
Экспертиза как независимая оценка качества товаров может проводиться в силу действия следующих причин:
- между поставщиками (производителями) товаров и продавцами (оптовыми и розничными торговыми предприятиями) возникли разногласия;
- во время проверки качества товара покупателем представитель поставщика отсутствовал;
- товар утратил часть своего качества;
- между покупателями (потребителями) и представителями розничных организаций возникли споры;
- суд или следственные органы вынесли соответствующее предписание, либо контролирующие государственные инстанции приняли соответствующее решение.
Помимо того, при помощи экспертов производители оценивают конкурентоспособность своих товаров. Предприятия, которые выступают заказчиками, посредством экспертизы могут выбрать оптимальный для себя вариант закупки материалов. Кроме того, экспертиза может проводиться для оценки качества нескольких аналогичных товаров, чтобы затем проинформировать потребителей о результатах оценки.
Этапы проведения экспертизы и оценки качества товаров
Обычно для проведения независимой оценки качества товаров последовательно реализуют три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап экспертизы заключается в сборе, анализе и систематизации представленных документов. Основным документом считается заявка предприятия-инициатора оценки, которая поступает в адрес привлекаемых независимых экспертов. Заявка должна включать в себя материалы, необходимые для профессиональной идентификации товаров. В частности, зачастую нужны реквизиты товарно-сопроводительной документации.
Кроме того, в заявке необходимо максимально четко сформулировать цель и задачи оценки качества товаров для экспертов. Должны быть предоставлены сведения об оповещении заинтересованных лиц. Обязательному согласованию подлежат обязательства по оплате экспертных услуг в соответствии с нарядом.
На основе полученной информации эксперты определяют дальнейшие процедуры оценки качества товаров, а также выбирают необходимые и достаточные критерии (показатели).
В рамках проведения основного этапа оценочных работ экспертами осуществляется выбор пробных образцов товаров из общей партии представленных продуктов. Затем отобранные образцы подвергаются различным видам механического, физического, лабораторного воздействия, что в итоге позволяет определить качественные характеристики товаров и условия их потребления (эксплуатации). Помимо этого, часто используются органолептические, измерительные, социологические, практические и экспертные методы определения значений показателей. Стоит отметить, что все результаты экспертного исследования должны быть задокументированы (т. е. внесены в соответствующий документ и подтверждены подписями уполномоченных лиц).
Заключительный этап экспертизы качества товаров предполагает систематизацию полученных результатов. В основе окончательных результатов экспертизы лежит обобщенное мнение группы экспертов, которое принимается способом обсуждения, голосования или усреднения количественных показателей. В итоге дается количественная и (или) качественная оценка потребительским свойствам товаров.
После этого составляется официальный отчетный документ (акт, заключение, сертификат и т.п.), который должен отвечать на все поставленные перед началом исследования вопросы. Данный документ передается заявителю (его представителю), что подтверждает выполнение экспертов своих обязательств по формулированию и предоставлению независимого, объективного и компетентного мнения относительно качества товаров.