Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация и планирование производства на предприятии

Планирование производства

Определение 1

Организация и планирование производства — это четкая система финансово обоснованных мер и способов их реализации, которые обеспечивают максимально эффективное применение производственных площадей, техники, трудовых, материальных ресурсов и финансовых активов в процессе изготовления продукции.

Производственные планы — это важная составляющая системы планирования на предприятии в целом, потому формирование планов производства рассмотрим подробнее.

Система планирования состоит из четырех этапов:

  • тактический план производства;
  • стратегический план производства;
  • производственная программа;
  • календарный план производства.

Главной целью производственного планирования является определение стандартов производства, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей заказчиков, покупателей или потребителей продукции организации.

При составлении производственного плана необходимо учесть четыре ключевых момента:

  1. Какое количество продукции и в какие сроки надо произвести?
  2. Какие ресурсы нужны?
  3. Какими ресурсами и мощностями владеет предприятие?
  4. Предполагаемые дополнительные расходы требуются для организации выпуска и продажи продукции в необходимом количестве для удовлетворения спроса?

Это вопросы производительности и приоритета.

Приоритет — это то, что необходимо в определенном количестве в конкретный момент времени.

Они устанавливаются рынком.

Производительность — это возможность производства выпускать продукцию, оказывать услуги.

Производительность напрямую зависит от ресурсов компании и от возможности в нужное время получить от поставщика оплаченные ресурсы.

В краткосрочном периоде производительность — это объем работ, который выполняется за определенный срок с помощью труда и оборудования.

В производственном плане можно отобразить:

  • объем и ассортимент производимой продукции в количественном и материальном выражении;
  • необходимый уровень материально-производственных ресурсов для понижения риска остановки производства из-за недостатка материалов и сырья;
  • календарный план производства готового продукта;
  • программу производства;
  • потребности в материалах и сырье;
  • себестоимость выпущенного продукта;
  • себестоимость единицы продукции;
  • маржинальную прибыль.
«Организация и планирование производства на предприятии » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тактическое и стратегическое планирование производства

План производства взаимосвязан с общей стратегией развития компании, планами закупок и продаж, количеством выпускаемого продукта, прогнозируемыми запасами, ресурсами и т. п. Он базируется на долгосрочных прогнозах.

Тактический план обеспечивает достижение целей, поставленных стратегическим планом.

Тактические планы состоят из полных данных по производственным отделениям организации (наличие материальных и кадровых ресурсов, транспорта, оборудования, складских площадей для хранения материальных ресурсов, готового продукта и т. д.), необходимых для приведения в жизнь программы производства и сроков ее выполнения. Тактические планы мероприятий расширяются стоимостными планами, в которые входит информация об издержках (себестоимости) в разрезе подразделений, а также планами потребности в ресурсах.

Уровень детализации производимого продукта в производственном плане зачастую низкий. Детализация производится по расширенным группам товаров (например, морозильное оборудование, плиты и т. п.).

Календарный план производства

Календарный план производства формируется для подразделений компании. Он является, по сути, графиком выпуска конкретных видов товаров в определенный срок. Как исходную информацию используют:

  1. заказы на продукт;
  2. производственный план;
  3. информацию о запасах готовой номенклатуры на складе.

В календарном плане производят сепарирование производственного плана по датам, уточняют объем итоговых изделий всех видов, который необходимо выпустить в заданный временной интервал. К примеру, в плане указано, что еженедельно надо произвести 100 единиц изделий модели «М», 300 единиц изделий модели «Н».

Календарное планирование помогает:

  • формировать последовательность производства заказов и приоритеты работ;
  • управлять материальными ресурсами по производственным мощностям;
  • производить готовый продукт в соответствии с планом продаж, минимизируя простои производства, чрезмерные запасы ресурсов и работу сотрудников вхолостую.

Степень детализации здесь гораздо выше, чем в производственном плане. План производства делают по увеличенным группам, а календарный план производства делают по конкретным итоговым продуктам и типам работ.

Определение 2

Производственная программа – это часть производственного плана, которая включает в себя информацию о плановом количестве выпуска и реализации продукта.

К производственной программе обязательно прилагаются расчеты:

  1. производственных мощностей компании;
  2. коэффициента полезного действия производственных мощностей;
  3. уровня загрузки производственных отделений.

Плановый объем производства можно высчитать, опираясь на планы продаж и закупок.

Базу плана продаж формируют:

  • договора с потребителями продукта компании;
  • информация о продажах за предыдущие периоды;
  • информация о спросе на товар, приходящая от менеджеров отдела продаж.

База плана закупок:

  • договора с поставщиками различных ресурсов;
  • подсчет потребности в материальных ценностях;
  • информация о ресурсах на складах.

Количество выпуска готового продукта прогнозируется по группам. Продукт относится к какой-либо группе по классификационным особенностям, которые помогают различать изделия. При формировании объема выпускаемого продукта приоритетными являются товары, пользующиеся увеличенным актуальным спросом у потребителей и покупателей (информацию составляет отдел продаж).

В производственной программе можно сформировать и определить производственную мощность, что позволяет составить баланс производственных мощностей компании.

Под производственной мощностью понимается самое большое возможное количество производства продукта за год в ассортименте и номенклатуре, которые установлены планом, при максимально возможном использовании производственного оборудования и площадей.

Дата написания статьи: 06.12.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot