Понятие организации и организационных отношений
Организационные отношения в системе менеджмента – это воздействие, взаимодействие или противодействие, осуществляемые между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.
Прежде чем рассматривать организационные отношения, необходимо дать определение самой организации.
Под организацией понимают пространственно-временную структуру производственных факторов и процессы их взаимодействия в целях получения максимальных количественных и качественных результатов в кратчайшие сроки и при минимальных затратах ресурсов (т.е. с наибольшей эффективностью).
Общие признаки организации:
- влияние кадров и менеджмента на ее характер,
- объединение процессов, взаимодействующих без интеграции неэффективно или нецеленаправленно,
- сохранение порядка процесса либо в заранее запланированном состоянии, либо с корректировками в зависимости от ситуации, реакции менеджера и работника. Оперативно определяемые незапланированные действия предполагают, что принятие решений влечет за собой соразмерную ответственность со стороны принимающих решение лиц,
- гибкость, зависящая от конкретного процесса, и обеспечивающая функционирование системы в условиях изменяющейся внешней среды,
- единство между процессами управления и рабочими процессами как следствие разумного разделения трудовых функций.
Организации представляют собой единство состояний и процессов, поскольку они обеспечивают стабильность организационных решений. При этом стабильность самих организаций поддерживается за счет постоянно проходящего развития как внешней, так и внутрифирменной среды.
Структура управления нужна для того, чтобы выполнять общие и конкретные функции управления, сохранять в целесообразном виде горизонтальные и вертикальные связи, а также обеспечивать разделение между элементами управления.
На вертикальное разделение влияет число уровней управления, а также директивные отношения и их подчиненность. Горизонтальное разделение производится на основе отраслевых признаков. Оно может определяться:
- подпроцессами промышленного производства,
- изготавливаемыми изделиями,
- пространственными производственными условиями.
Регулированию со стороны организационной структуры подвергается:
- распределение задач между подразделениями и отделениями,
- полномочия при решении тех или иных проблем,
- взаимодействие между этими элементами.
Таким образом, фирму строят как иерархическую структуру, которая подчиняется законам рациональной организации:
- задачи упорядочиваются по важнейшим точкам процесса,
- управленческие задачи должны быть приведены в соответствие с принципами ответственности и компетентности (согласованность между доступной информацией и «полем решения», способность компетентных функциональных единиц принимать на решение новые задачи),
- непременное разделение ответственности за процесс, а не за сферу,
- краткие управленческие пути,
- баланс между гибкостью и стабильностью,
- способность осуществлять целеориентированную активность и самоорганизацию,
- стабильность действий, повторяемых циклически.
Конкретная организационная структура зависит от ряда факторов:
- размер компании,
- применяемые технологии,
- окружение.
Типы организационных управленческих структур
Под организационной структурой управленческого аппарата понимают форму разделения труда по управлению компанией.
Создание каждого подразделения и должности предназначается для выполнения того или иного набора работ или функций управления. Чтобы подразделение выполняло свои функции, его должностные лица должны быть наделены полномочиями, то есть правами распоряжаться ресурсами, а также должны нести ответственность за выполнение возложенных на них функций.
В схеме организационной структуры находит отражение статическое положение подразделений и должностей, а также характер существующих между ними связей. Связи бывают следующих типов:
- административное подчинение (линейные),
- по сферам деятельности, без административного подчинения в прямом виде (функциональные),
- между подразделениями на одном уровне (кооперационные или межфункциональные).
В зависимости от того, связи какого типа реализованы, организационные структуры управления могут быть нескольких типов:
- линейная, когда на каждого руководителя возложена обязанность обеспечивать руководство нижестоящими подразделениями по всем направлениям деятельности. Достоинством этой структуры является экономичность, простота и предельное единоначалие. Главный недостаток – руководитель должен быть очень высоко квалифицирован. Используется редко,
- функциональная, в которой реализуется тесная связь между административным управлением и функциональным управлением. Кооперация затруднена, а принцип единоначалия нарушен,
- линейно-функциональная, или ступенчатая иерархическая, в которой линейные руководители работают на основе принципа единоначалия, а функциональные органы оказывают им помощь. При этом линейные руководители, занимающие низшие ступени, не подчиняются (в административном смысле) функциональным руководителям, относящимся к верхним ступеням. Такую структуру иногда называют штабной, потому что на соответствующем уровне функциональные руководители образуют штаб для линейного руководителя,
- матричная, в которой у исполнителя может одновременно быть два или даже больше руководителей (один линейный, остальные – руководители направлений или программ). Типична для фирм, которые ведут работу по различным направлениям,
- дивизиональная, в рамках которой осуществляется выделение филиалов (дивизионов) по географическому признаку или области деятельности.
- множественная, в которой объединяются разные структуры в рамках разных управленческих ступеней.