Этапы построения организационной культуры
Стадиями построения организационной культуры являются следующие пять стадий:
- Определение миссии компании, её стратегии, главных целей и ценностей. На данном этапе необходимо поставить главные приоритеты и выработать принципы и нормы компании.
- Исследование существующей организационной культуры. Выяснение уровня соответствия сложившейся оргкультуры и определенной на первом этапе стратегии развития. Определение ценностей, как положительных, так и негативных
- Разработка мероприятий, которые будут нацелены на формирование, развитие и фиксирование ценностей и моделей поведения
- Воздействия на культуру компании, целью которых является устранение негативных ценностей
- Оценка успешности данных воздействий, внесение соответствующих изменений.
Трудности построения организационной культуры
С наибольшими трудностями можно столкнуться на втором этапе построения организационной культуры, на этапе исследования культуры. Они связаны в большинстве своём с методологическим аспектом, с проблемой становления отечественной теории управления. Такие трудности обусловлены следующим:
- Слабой разработанностью теории организационной культуры
- Нехваткой действующих моделей поведения потребителей
- Отсутствием временной стабильности организационной культуры
- Низкими возможностями так называемого межкультурного переноса существующих закономерностей культуры организации
- Нечеткими границами понятия культуры организации, её места в составе компонентом целостной организационной структуры
- Низкими возможностями раскрытия результатов исследований по причине того, что такая информация является строго конфиденциальной
Из-за сложности преодоления перечисленных трудностей, становятся вероятными следующие последствия для организации:
- Слишком поверхностное истолкование, которое в единичных случаях может привести к значительным изменениям в организационной культуре
- Ограниченная интерпретация, которая не учитывает специфичности внутренних субкультур. Подобное толкование укрепляет противоречие между целями каждого отдельного работника и целями коллектива
- Ошибочное истолкование, которое становится причиной несбалансированности развития компании.
Как было сказано ранее, большая часть трудностей приходится на этап изучения существующей культуры организации. Данный этап можно назвать основным для формирования организационной культуры, и он является базой для успеха её совершенствования. И, в случае, если компания не сможет преодолеть перечисленные затруднения, выполнение следующих этапов построения культуры организации не является целесообразным.
Принципы построения организационной культуры
Существуют следующие принципы построения культуры организации, которые необходимо принимать во внимание:
- Комплексность представлений о функции экономической системы компании. Данный принцип предполагает, что культура компании обязана быть выражением не только взаимодействия между членами подсистем, например производственной системы, но и комплекса мнений о функциях такой системы в общем и её членов в частности, включая цели, рынки, характер продукции и т.д.
- Первоочередность обозначения философии и ценностей. Принцип подразумевает, что перед процессом построения организационной культуры должно быть определение или обозначение ценностей и философии организации
- Историчность. Принцип говорит о длительном времени формирования культуры организации. Оно может занимать годы и десятилетия, что формирует стиль менеджмента в компании, характер её экономической системы.
- Комплексность оценки. Оценка влияния культуры на конкурентоспособность компании должна быть выполнена комплексно.