Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Модель Лэйна и Дистефано

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Показатели оценки по модели Лэйна и Дистефано

Модель оценки влияния национальной специфики на организационную культуру была разработана учеными-социологами Г. Лэйн и Дж. Дистефано также в 80-х годах ХХ века. Она строится на шести показателях, которые подразумевают проблемы, с которыми культура сталкивается в течение истории своего развития. В модели эти проблемы называются «вариации в ценностных ориентациях».

Переменные в модели следующие:

  • отношения человека с природой,
  • ориентация во времени,
  • вера о природе человека,
  • ориентация на деятельность,
  • специфика отношений между людьми,
  • ориентация в пространстве.

Отношения человека и природы показывают, насколько сильно в культуре принято вмешиваться в окружающую среду. Ориентация во времени служит индикатором того, куда направлено мышление большинства жителей (прошлое, настоящее или будущее). Вера о природе человека показывает взгляды на свойства личности и на способность к изменениям. Ориентация на деятельность показывает, что больше ценится в процессе работы: сам процесс или его результат. Специфика отношений между людьми отражает степень индивидуальности или коллективизма в обществе. Ориентация в пространстве показывает то, как сам человек определяет себя в обществе.

Сводные данные по показателям приведены в таблице.

Модель Лэйна и Дистефано

Вариативность показателей в модели

Каждый показатель означает, что национальная особенность и ее проявление в обществе тесно связаны с теми или иными аспектами, характеристиками, состоянием организации и организационной культуры. Например, вера о природе человека сказывается на верованиях работников (а не на том, как один работник воспринимает окружающих). Если преобладает уверенность в том, что человека можно изменить, это сказывается на организационной культуре. Также и убежденность в изначальной нейтральности человека, или в том, что он «плохой» или «хороший».

Ценности по отношению к природе человеку могут быть измерены в зависимости от того, какая система контроля принята в организации, какой в ней стиль управления (авторитарный или либеральный), какой климат в организации в целом. У этих ценностей также существует набор разных вариаций, которые представлены в таблице.

Модель Лэйна и Дистефано

С точки зрения влияния природы человека на эффективность работы организации самым очевидным показателем будет система контроля. Если есть ориентация на изначально «плохую» природу человека, то контроля будет больше. В других вариантах будут применяться более гибкие методы контроля.

Также параметр отношений между людьми может иметь несколько вариантов. В иерархических отношениях сложно добиться доверия и устойчивого расположения между руководством и подчиненными, которое будет основано на индивидуальной оценке качеств работников и руководства. Помимо характеристик иерархичности, индивидуальности связей необходимо рассматривать и другие качественные характеристики отношений:

  • направленность (на отдельного работника, на отдел, на руководство, на организацию в целом),
  • характер (эмоциональные или сознательные),
  • ориентированность оценки других действующих лиц (положительная или негативная),
  • содержание (преобладание личных интересов или интересов организации).

Функциональные отношения (в интересах организации) могут быть иерархичными или групповыми, реже – основанными на индивидуальных связях. Личные отношения более персонализированные, они возникают между индивидуумами. Им редко свойственна иерархичность, они менее стабильные, так как затрагивают эмоциональную сферу. Преобладание личных отношений в организационной культуре может снизить эффективность работы компании.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дмитрий Александрович Каштанов

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис