Понятие корпоративных ценностей
На сегодняшний день насчитывается большое число самых различных определений корпоративных ценностей. Традиционно под ними принято понимать общепринятые и разделяемые каждым сотрудником организации определенные правила и принципы, которые в дальнейшем выявляют взаимодействие каждого сотрудника организации между собой.
В основе корпоративных ценностей лежит Стратегического Видения организации. Они направлены на то, чтобы оказывать помощь организации и ее персоналу направить все свои усилия на осуществление определенного предназначения и на исполнение своей задачи. Корпоративные ценности являются основными и не подлежат изменения. Они создаются на довольно долгое время. В связи с этим они имеют более постоянный характер, чем стратегия организации.
Перечень корпоративных ценностей определяет всю культуру и характер самой организации.
Важно отметить, что корпоративные ценности организации не могут быть одинаковыми. Сформировавшаяся корпоративная культура позволяет сотрудникам, которые ее подходят, сразу почувствовать себя как дома, в группе увлеченных единомышленников. И наоборот, каким бы высококвалифицированным специалистом не являлся сотрудник, если ему не нравятся данные ценности и принципы организации, то он не сможет показать свой талант в данной организации во всю силу.
Ценности как основа организационной культуры
В более широком смысле слова, система ценностей является внутренним стержнем культуры, которая объединяет звено каждой формы общественного сознания. Ценность является неким измерением культуры. Она определяет ее главные характеристики.
- Научная необходимость данной категории появляется в ситуации, когда возникает вопрос о взаимодействии организации и (или) личности и окружающей среды.
- Культурная деятельность в организации охватывает совместную и индивидуальную деятельность, которая представляет единую социальную значимость.
По мнению большого количества специалистов, система ценностей является органическим компонентом культурной целостной системы. Она определяет степень упорядоченности и управляемости организацией. Именно ценность являются основой и фундаментом культуры.
Ценности бывают как значимые, общепринятые и разделяемые в социальной системе убеждения относительно целей, к которым нужно стремиться ее сотрудникам, и главные способы их достижения. Они направлены на обеспечение интеграцию организации, оказывая определенную помощь сотрудникам делать социально одобряемый выбор своего поведения. Система ценностей образует духовную систему потребностей и интересов сотрудников, а также социальных общностей.
Функционируя, в организации происходит некое взаимодействие с конкретной системой ценностей, которая является единым компонентом системы ценностей внешней среды. Исполняя свои функции в рамках ценностного внешнего пространства, организация объясняет свое существование но отношению к обществу, осуществляя при этом ценности социальной ответственности.
Именно руководствуясь данными ценностями, организация принимает активное участие в программах по защите окружающей среды и других. Принятие единых ценностей является основным условием упорядоченного существования организаций.
Ценности являются основной переменной организационной культуры, которая переносится из поколения в поколение и сохраняя при этом свою преемственность.