Адаптация и организационная культура
Адаптация персонала является процессом взаимного приспособления сотрудника и организации, а также постоянного усвоения различных профессиональных и социальных функций, которые включают в себя преодоление различных отрицательных моментов.
Формулировка различных программ, направленных на адаптацию сотрудников является признаком хорошего тона со стороны организаций, которая является стабильной и динамично развивающейся. Но, всегда присутствует угроза, что содержание программ адаптации не будет адекватно воспринята новым сотрудником.
Анализ содержания существующих организациях программ адаптации персонала подтвердил, что к основным компонентам организационной культуры, с которыми необходимо ознакомить каждого адаптируемого работника, относятся:
- История организации;
- Информация о взаимоподчинении работников внутри организации;
- Система коммуникаций;
- Философия организации;
- Корпоративные стандарты;
- Мотивационные программы.
Адаптация новых сотрудников к организационной культуре в современных организациях имеет определенные особенности. В некоторых организациях, ознакомление с организационной культурой предприятия ограничивается только поверхностным уровнем. Адаптация к организационной культуре организации выступает более в формализованной степени по отношению к единой направленности.
Понятие организационной культуры
В современном менеджменте принято рассматривать организационную культуру как огромный стратегический инструмент, при помощи которого можно направлять подразделения и работников на единые цели организации.
На сегодняшний день существует большое количество определений, что же такое на самом деле организационная культура.
Рассмотрим некоторые из них. Организационная культура это:
- Усвоенные и применяемые сотрудниками организации ценности и нормы, которые направляют ее поведение;
- Атмосфера или социальный климат, существующий в организации;
- Преобладающая в организации система ценностей и стилей поведения;
- Объединение убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, которые являются едиными для каждого сотрудника конкретной организации. Они не всегда могут быть ярко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют метод действий и взаимодействий людей, и в какой-то степени оказывают влияние на процесс исполнения работы;
- Совокупность главных убеждений, которые были сформированы самостоятельно, усвоены или разработаны конкретным набором по мере того, как необходимо учиться решать проблемы адаптации к внешней среде, которые являются весьма эффективными для того, чтобы являться ценными;
- Набор основных предположений, которые принимают члены организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые задают сотрудникам направления их поведения и действий. Данные ценностные ориентации передаются при помощи различных средств духовного и материального окружения;
- Социально-экономическое пространство, которое является компонентом социального пространства общества, находящегося внутри организации, в рамках которого взаимоотношение сотрудников происходит на основе единых идей, представлений и ценностей, которые определяют особенности трудовой жизнедеятельности.
Исходя из данных определений, в целом, под организационной культурой понимаются ценности и нормы, которые разделяют большинство сотрудников организации, а также их внешние проявлениях.