Сущность и значение операционного менеджмента
Операционный менеджмент – это вид целенаправленной деятельности, нацеленной на управление операциями по приобретению нужных ресурсов, их трансформации в готовый продукт или услугу с доставкой до конечного потребителя.
Операционный менеджмент замыкается в своем основании на операциях планирования, организации и управления компанией.
Операционный менеджмент как центральная линия пронизывает всю деятельность, направленную на создание или изменение состояния продукта через преобразование необходимых ресурсов на нужные товары и услуги, в условиях определяющей роли операционных менеджеров и оперативной информации.
Операционный менеджмент – итоговая ветвь среди ряда экономических дисциплин, так как любая форма управления операциями должна быть обеспечена интегративными и координирующими эффектами, то есть результатом операционного менеджмента, когда фирма приобретает статус единого целого. Вместе с этим, критерий эффективности управления обязательно должен соотноситься со стратегией бизнеса фирмы и не быть сведенным только к текущей эффективности.
Операционным называют менеджмент не только как определенную систему управления операциями, в параметрах и показателях которой он отражен, но в его содержании отражен характер и особенности профессионального мышления управленца. Иными словами, это некая структура знаний, изложенная в качестве конкретной системы ценностей, установок и стереотипов, сочетающих накопленный исследовательский потенциал с практическим опытом, сформированные мироощущения и перспективное мышление. Иными словами, операционным менеджментом называют деятельность, связанную с разработкой, использованием и совершенствованием производственной системы, на основании которой будет изготавливаться основная продукция или услуги организации.
Операционный менеджмент является менеджментом при создании товаров и оказании услуг, он осуществляется на уровне операций, начиная с обеспечения организации необходимыми ресурсами, и реализуется далее на протяжении их трансформации в готовые товары и услуги.
Операционный менеджмент, как маркетинг и финансы, является областью бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Данная мысль должна быть четко усвоена, так как операционный менеджмент часто путают с исследованием операций, научного организацией управления и инженерными разработками. Основным отличием в данному случае будет то, что операционный менеджмент – составная часть менеджмента, тогда как исследование операций и организация управления является сферой применения количественных методов, которые используются при принятии решений в любых областях, и только инженерные разработки представляют инженерную дисциплину.
Производство представляет собой непосредственный процесс создания товаров и услуг. Производственный и операционный менеджмент является деятельностью, относящейся к созданию товаров и услуг через преобразование ресурсов, необходимых для производства в готовые товары и услуги.
Операции – это процесс, метод или действия, преимущественно практического характера.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что операционный менеджмент – это деятельность, направленная на управление процессами приобретения материалов и их преобразования в готовые продукты, с доставкой этих продуктов покупателям.
Также под операционным менеджментом подразумевают все типы деятельности, связанные с запланированным преобразованием материалом и информации для покупателей.
Необходимость логистики и операционного менеджмента
Особое значение в операционном менеджменте отводится процессам, относящимся к созданию услуг и обеспечению доставки ценностей до потребителя. В своей совокупности такие процессы представляют раздел деятельности, получивший название «логистика». Понятие логистики в практическом плане необходимо для управления потоками процессов в бизнесе и в реальной жизни, позволяющее свести к минимуму стоимостные и временные вложения в параметры перемещаемых объектов.
Логистика – это процесс управления материальными, людскими и информационными потоками с целью их оптимизации, то есть сокращения затрат.
Современный этап развития логистики предполагает ускорение интеграции мировой экономики и глобализацию рынка, что помогло создать международные логистические системы, пронизанные специализированными сетями цепочек поставок. Логистическая деятельность на международной арене стала более комплексной, а проблемы размещения производства и центров дистрибуции, выбор вида транспорта, типа сервиса, метода управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали разработки ряда новых навыков в логистическом менеджменте.
Со временем логистические подходы начали распространяться на все виды деятельности, которые применяются в бизнесе. Оказалось, что их удобно применять в процессе управления финансовыми потоками, а также в управлении разными ресурсами и их взаимодействием. На сегодняшний день, логистика сформировалась как четко определяемая часть менеджмента и операционной деятельности, затрагивая ряд отраслей и основанная на экономико-математических подходах к управлению.
Связь логистики со всеми остальными функциями операционного менеджмента обеспечена системой управления цепочками поставок. В 1988 году специалистами американских компаний «I'Technologies» и «Arthur Anderson» Сандживом Сидху (Sanjiv Sidhu) и Кеном Шарма (Ken Sharma), которыми была обнаружена очередная незанятая ниша на рынке информационных систем, был предложен новый подход к управлению материальными потоками Supply Chain Management – SCM. SCM предполагает процесс формирования такой сети сбыта, начиная сырьем, когда нужные товары доставляются в нужное место в нужное время и при наименьших издержках.