Интернет-продажи - это способ реализации продукции путем взаимодействия продавца и покупателя (ведения переговоров и заключения сделок) через каналы сети «Интернет».
Общая характеристика интернет-продаж
Новый качественный уровень развития экономических отношений между хозяйствующими субъектами начался с интеграции Интернет-технологий и бизнес-процессов компаний. В настоящее время практически все отрасли традиционной экономики продолжают свое развитие в интернет-экономике, основу которой составляют интернет-продажи.
Интернет-продажи представляют собой способ заключения сделки между субъектами, которые в экономических отношениях исполняют две различные роли (продавцы и покупатели), по поводу перехода прав собственности на конкретный продукт в обмен на определенную сумму денежных средств. Спецификой данного способа является его дистанционный характер, т. е. для установления связи и достижения договоренности о купле-продаже субъекты взаимодействуют не лично, а через определенные каналы в сети «Интернет» - сайты, порталы, приложения, доступ к которым предоставляется с помощью компьютеров, ноутбуков, смартфонов, планшетов и т.д.
Внедрение интернет-продаж в свою деятельность сегодня превратилось для компаний в одну из задач, которые нужно обязательно решить. Организация продаж через сеть «Интернет» позволит компании снять территориальные и временные ограничения рынка сбыта, благодаря чему у нее появятся возможности для существенного увеличения оборота.
Преимущества и возможности интернет-продаж
Для того чтобы осуществить внедрение интернет-продаж в свою хозяйственную деятельность, современным компаниям рекомендуется применить проектный подход. Данная рекомендация базируется на тех преимуществах, которые может принести компании разработка и реализация проекта. Эти преимущества в основном связаны с ориентацией на достижение конкретных реалистичных целей с экономным расходованием ресурсов и времени, рациональным использованием человеческих ресурсов и др.
Практика показывает, что организация продаж через сеть «Интернет» в настоящее время является необходимым дополнением к деятельности любой компании. Она поможет увеличить число клиентов, нарастить объем выручки, улучшить свой имидж. Предпосылками этих изменений станет предоставление клиентам посредством интернет-продаж удобного (иллюстративного) и быстрого выбора товаров с ценами ниже средних с возможностями заказа услуг по их доставке и монтажу.
Внедрение интернет-продаж означает, прежде всего, создание специального портала (интернет-магазина), который для наиболее полного удовлетворения клиентов должен будет предоставлять им следующие возможности:
- заказать товар без менеджера продаж;
- осуществить поиск конкретного товара;
- сортировать товары по различным критериям;
- видеть подробное описание каждого товара;
- получить от менеджера бесплатную консультацию по товару;
- управлять возвратами и гарантийными случаями;
- подбирать для клиента сопутствующие и аналогичные товары;
- резервировать товары;
- заказывать доставку товаров.
Помимо того, такой портал должен:
- иметь удобный интерфейс;
- иметь мобильную версию;
- осуществлять информационную рассылку клиентам об актуальных скидках;
- оперативно обновлять данные о фактическом наличии (отсутствии) товара.
Перечисленные функции, на выполнение которых должен будет способен интернет-магазин компании, включаются в техническое задание - основной документ проект. Разработкой и реализацией данного технического задания занимаются менеджер проект, которым назначается специалист из отдела продаж, и программист, который, как правило, привлекается из сторонней специализированной компании.
Стоимость проекта по внедрению интернет-продаж
Важным критерием проекта по внедрению интернет-продаж в деятельность компании его стоимость. Это связано с тем, что руководству компании необходимо утвердить бюджет, т. е. лимиты на затраты. С этой целью определяют перечень необходимых затрат, а именно расходы на:
- доступ к сети «Интернет»
- услуги сотовой связи;
- услуги дизайнера;
- услуги веб-программиста;
- услуги SEO-оптимизатора;
- хостинг (регистрация домена и оплата выбранного тарифа для размещения сайта);
- услуги верстальщика.
Основным методом оценки стоимости получения каждой из перечисленных услуг является метод сопоставимых рыночных цен (иными словами, метод анализа рынка). Его суть состоит в сборе и изучении информации о рыночных ценах услуг, идентичных тем, которые планируется получить в рамках реализации рассматриваемого проекта.
Необходимую информацию обычно получают из общедоступных источников (например, из каталогов исполнителей услуг). Кроме того, эту информацию менеджеры проекта могут получить по прямому запросу у исполнителей аналогичных услуг.
При получении ценовой информации учитывают коммерческие и (или) финансовые условия оказания услуг. В случае наличия существенных различий этих условий может потребовать перерасчет цен, который осуществляется через использование обоснованных коэффициентов или индексов.
Если применить метод анализа рынка для оценки полной стоимости не получится, то используется затратный метод. Он предполагает учет прямых и косвенных затрат, которые являются обычными в подобных случаях. Для этого анализируют результаты реализации подобных проектов в прошлом, которые можно получить в общедоступных источников информации или у партнеров.
Таким образом, оценка стоимости является важным этапов разработки и реализации проекта по внедрению интернет-продаж в деятельность компании. Она дает основания для определения экономической эффективности и целесообразности всего проекта.