Общая характеристика эффективности управления
Оценка эффективности управления деятельностью предприятия и его регулирование – это способы определить, насколько оптимально организовано управление, и каким образом можно улучшить ситуацию.
Чтобы выработать эффективную стратегию управления, следует:
- понять состояние, определить этап развития и оценить текущую эффективность работы организации,
- сформулировать четкие цели, касающиеся желательного будущего состояния,
- реализовать меры, нужные для достижения определенной цели.
Поэтому столь важно оперативно и своевременно оценивать, насколько эффективна текущая деятельность. Алгоритм выглядит простым, но реализовать его на практике достаточно сложно. Часто ошибки касаются задания целей, определения текущего состояния и потенциала развития.
Эффективностью управления называют экономическую категорию, которая отражает вклад в конечный итог функционирования организации деятельности по управлению.
Управление с функциональных позиций предназначено для того, чтобы обеспечить эффективность основных видов деятельности компании. Поэтому эффективность управления измеряется через степень результативности организационной системы в общем. Итак, эффективность управления определяется исходя из степени реализации стоящих перед организацией целей, в частности, получения прибыли.
Эффективность управления – это относительная характеристика, показывающая результативность определенной управляющей системы, отражающуюся через различные показатели как собственно субъекта управления (управленческой деятельности), так и объекта управления.
Показатели эффективности управления делятся на два типа:
- качественные,
- количественные.
Управление как вид общественной деятельности требует значительных затрат трудовых ресурсов – причем не любых, а профессионально подготовленных, активных, способных к выполнению сложной управленческой работы. Поэтому столь актуально повышение рациональности при использовании ресурсов, сокращение затрат на них.
Виды эффективности управления
Экономическая теория признает два вида эффективности:
- экономическая эффективность, которая определяется как отношение полученного результата к понесенным затратам,
- социальная эффективность, которая отражает, насколько был удовлетворен спрос населения (покупателей, заказчиков, потребителей) на предлагаемые товары и услуги.
Эффективность управления может оцениваться с двух сторон:
- внешней, чтобы определить, насколько организация отвечает требованиям и ограничениям, сформированным во внешней среде,
- внутренней, которая демонстрирует воздействие определенных потребностей на динамику собственных организационных целей, а также деятельность отдельных входящих в нее групп участников.
Практика управления требует сравнения эффективности с наблюдаемой в других организациях – или в той же организации в другие периоды. Это позволяет выявить динамику снижения или роста эффективности, принять решения о развитии собственной управленческой или основной деятельности компании. В таком случае применяются показатели и критерии эффективности управления.
Под критерием понимают качественный признак, лежащий в основе оценивания.
Под показателем понимают конкретное количественное свойство или признак,
Критерии и показатели характеризуют эффективность управленческой деятельности. Среди важнейших критериев можно отметить показатели достижения запланированного результата от основной деятельности компании, в том числе показатели прибыли. При оценке эффективности управления важно обеспечивать комплексность, учитывать использование ресурсов и потенциал развития компании, достижение социальных, производственных и экономических целей.
Методы оценки эффективности управления
Эффективность управления может быть оценена по следующему алгоритму:
- выработка целей проведения оценки,
- обоснование критериев оценки,
- определение состава исходных данных, которые применяются для оценки,
- выработка требований к применяемым критериям,
- выбор методов расчета для каждого критерия,
- проведение расчета количественной величины для каждого критерия, т.е. соответствующих критериям показателей.
Широкое применение при оценке экономической эффективности нашли следующие показатели:
- показатель эффективности управления – отношение полученной компанией прибыли к затратам на управленческую деятельность,
- коэффициент численности работников, занятых в сфере управления – отношение численности управленческого персонала к общей списочной численности работников,
- коэффициент затрат на управление – отношение затрат на ведение управленческой деятельности к совокупным затратам компании,
- коэффициент затрат на управление в пересчете на единицу выпущенной продукции – отношение затрат на управление к объему (количеству) выпущенной продукции (оказанных услуг).
Для улучшения показателей управленческой эффективности фирмы разрабатываются и реализуются организационно-технические мероприятия, в которых комплексно отражаются факторы эффективности. Чтобы понять, целесообразно ли проводить мероприятие, оценивают годовой экономический эффект, ожидаемый от него, и сопоставляют с прогнозируемыми затратами на проведение.
Годовой экономический эффект может быть рассчитан как разность между годовой экономией, которая достигается благодаря реализации мероприятий, и произведением затрат на мероприятия и отраслевого нормативного коэффициента эффективности.
Если рассчитанный годовой эффект разделить на затраты на реализацию мероприятий, будет получен коэффициент эффективности совершенствования управления.
После расчета экономической эффективности необходимо также оценить и социальную эффективность мероприятий. По аналогии с экономической эффективностью, социальная отражает отношение результата к затратам, только результат берется в социальном аспекте – например, это может быть улучшение жизненных условий населения, закрепление или сохранение здоровья, повышение содержательности или облегчение труда и т.д.