Понятие общего процесса управления банка
Общий процесс управления банка – это совокупность отдельных видов деятельности, ориентированных на координацию и упорядочение развития и функционирования организации в целом и ее отдельных частей для достижения стоящих перед ними целей.
Процесс управления предназначен для решения двух задач:
- тактическая задача состоит в поддержании устойчивости, достижении гармонии во взаимодействии и работоспособности всех компонентов объекта управления,
- стратегическая задача служит для обеспечения его совершенствования и развития, перевода в количественно и качественно иное состояние.
Процесс управления характеризуется рядом признаков:
- непрерывность,
- циклическая повторяемость отдельных фаз (сбор, обработка, анализ, хранение, контроль информации; выработка и принятие решений; организация их выполнения),
- неравномерность,
- инерционность, проявляющаяся в запаздывании управленческих действий.
Он совершенствуется и развивается во взаимосвязи с самой организацией.
В управленческом процессе объединяется управленческий труд, его средства и предмет. Реализация управленческого процесса – это определенный продукт. При этом продуктом и предметом труда выступает информация: сначала – «сырая», пригодная для применения на практике только в виде основы подготовки решения; позже – преобразованная, приобретшая самостоятельное существование и способность к накоплению.
Характеристика общего процесса управления банка
Структура управления банком характеризуется многоуровневостью. Большинство банков в современной России организовано в виде акционерного общества (публичного или непубличного типа), поэтому высшим органом управления в них выступает общее собрание акционеров. Если же банк учреждается в виде общества с ограниченной ответственностью, то высшим органом выступает общее собрание дольщиков.
Банки должны проводить собрание собственников не реже раза в год – это требование установлено законодательно. При желании нормативными актами самого банка можно установить более частое проведение собраний.
В интервалах между собраниями совет директоров осуществляет оперативное управление. Совет директоров избирают собственники голосованием.
К функциям совета директоров относится:
- определение стратегических целей развития банка,
- формулирование основных политик по направлениям деятельности банка,
- подбор сотрудников для работы на руководящих постах,
- учреждение комитетов.
В крупных банках, как правило, действует не меньше четырех комитетов. Базовыми являются:
- административный комитет, которые решает текущие вопросы,
- кредитный комитет, дающий заключение о выдаче займа или отказе,
- комитет по доверительной деятельности, предназначенный для инвестиции,
- ревизионный комитет, ответственный за проверку финансового состояния и операций подразделений банка.
Для руководства текущей деятельностью избирается президент. Его выборы проводятся общим собранием акционеров (дольщиков). Какую роль реально будет играть президент в банке – зависит от множества факторов. Чаще всего в его задачи входит налаживание связей между банком и общественными организациями, властью, другими финансовыми учреждениями. Он также может оценивать перспективных клиентов (наиболее значимых), участвовать в выработке оперативных решений, давать указания о выдаче или отказе по крупным кредитам и т.д.
Кроме президента, в крупных банках работает несколько вице-президентов. Каждый из них отвечает за свое направление деятельности. На них возлагается руководство ключевыми отделами или территориальными подразделениями.
Кроме перечисленных, в банках действует еще несколько высших должностей:
- руководитель казначейства – лицо, ответственное за осуществление всех оперативных функций. Он выступает связующим звеном между ключевыми банковскими отделами. С его разрешения и по его указанию производят продажу и учет векселей, индоссирование документов, акцептование тратт. Он контролирует выдачу ссуд, покупку и продажу ценных бумаг, прием депозитов. На нем лежит ответственность за кассовые операции, отчетность и документацию банка. Руководитель казначейства часто контролирует текущую ликвидность банка – иными словами, сводит поступающие и исходящие платежи, обеспечивая наличие необходимых остатков денежных средств на счетах,
- главный бухгалтер – человек, который возглавляет бухгалтерию и отдел статистики. Он может отвечать за решение проблем введения новых учетных инструментов, внедрение средств автоматизации,
- ревизор – лицо, осуществляющее выборочную или комплексную проверку работы банка в целом и его подразделений.
Информационные системы в общем процессе управления банка
Чтобы банк был надежным, прибыльным и конкурентоспособным, процесс управления в нем должен быть эффективен. Без оперативной и достоверной информации топ-менеджеры и руководители высшего уровня не смогут принимать верные управленческие решения.
Когда банки укрупняются, формируются многопрофильные финансовые холдинги, для решения этих задач становятся необходимы информационные системы, обеспечивающие консолидацию и анализ многочисленных данных. Для решения проблем целостного подхода к управлению банком необходимо сформировать единое информационное пространство.
Под управленческим учетом в коммерческом банке понимают систему сбора, анализа, специальной обработки и представления собственникам и топ-менеджерам данных о деятельности банка.
Управленческий учет осуществляется в первую очередь для того, чтобы повысить эффективность банковского бизнеса, увеличить его акционерную стоимость. Управленческий учет позволяет создать механизм своевременного оповещения о существовании проблем в рамках организации бизнес-процессов. Руководство банка получает возможность отследить, какие подразделения, клиенты и продукты приносят прибыль, а какие убыток.