Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неформальная организационная структура

Понятие неформальной организационной структуры

Кроме формальных вертикальной и горизонтальной организационных структур управления, всегда существует система взаимоотношений между работниками, влияющая на достижение поставленных целей. То есть в любой организации присутствует неформальная организационная структура, состоящая из сети взаимосвязей, которые возникают на межличностном уровне среди работников.

Взаимоотношения между людьми в неформальной и формальной организационных структурах могут совпадать, однако, часто этого не происходит. Случается, что в неформальной обстановке, работник на равных общается с вышестоящим и нижестоящим коллегами. Возможны неформальные отношения между работниками, которые формально по работе не связаны друг с другом. Эта структура связана по многим параметрам с феноменом лидерства, с импульсами, исходящих от лидеров, зависящих от того, как они получили свою власть: от товарищей и равных по положению коллег, или же за счет влияния на начальство. Группа людей людей, которые вступили во взаимодействие с целью достижения желаемого, так же представляют собой неформальную организацию.

Замечание 1

Р. Стюард считает, что неформальная структура отражает, как работает структура в действительности. Если бы в организации производственные и личные вопросы решались только бюрократическим путем с помощью формальной структуры, основанной лишь на вертикальных связях, то возникли бы трудности, которые нельзя преодолеть с помощью формальной организационной системы управления. Но неформальная организация, построенная на системе социальных обменов на межличностном уровне, справиться с этими проблемами. В отличие от формальной организации отношения не регламентированы, спонтанно создается на основе общих целей, симпатий, интересов.

Плюсы и минусы неформальной организационной структуры

Можно выделить следующие положительные свойства:

  • способствует социальной адаптации, помогает работникам занять место в социальной среде;
  • способствует разрядке напряженных стрессовых ситуаций;
  • облегчает процесс общение внутри организации;
  • помогает обеспечить распространение информации;
  • помогает выявить возможных официальных лидеров.
«Неформальная организационная структура» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К недостаткам можно отнести следующие моменты:

  • может способствовать развитию межличностных конфликтов;
  • часто является почвой для развития и распространения различных слухов, что может привести к появлению ложной информации;
  • может оказаться в оппозиции с формальной структурой, если не разделяет систему ценностей и поощряет сопротивление;
  • дает возможность для развития благоприятной атмосферы для недовольных и плохих работников.

Взаимоотношения внутри системы

К сфере действия этой структуры относится система внутрифирменных отношений, которая подразумевает под собой борьбу за власть. Существует в любой организации при попытке построить некую социальную иерархию, при которой большинство находиться посередине, часть – управляют, а часть располагается в самом низу социальной иерархии. Система взаимоотношений является главным инструментом для достижения и удержания определенных позиций на социальной лестнице.

Процессы, отвечающие за совершенствование системы деловых взаимоотношений:

  • Расширение личных связей: люди стремятся повысить эффективность своей деятельности за счет установления отношений с работниками той же или смежной области. Выделяют следующие компоненты расширения связей: показать себя, установить контакт, создать имидж. Важно уметь создать впечатление о компетентности, нравственности, общительности.
  • Наставничество - как форма профессионального роста, а так же деловой карьеры. Опытный член организации, наставник, выполняет роль защитника, проводника для работника низшего звена, взаимоотношения с которым не регламентированы, устанавливаются на неофициальном уровне.
  • Корпоративная культура: система ценностей, психологический климат в организации, формирующие рабочую атмосферу. Проявляется в признаваемых ритуалах, ценностях, в сложившейся системе внутрифирменных отношений.
Дата написания статьи: 18.12.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot