Понятие неформальной организационной структуры
Кроме формальных вертикальной и горизонтальной организационных структур управления, всегда существует система взаимоотношений между работниками, влияющая на достижение поставленных целей. То есть в любой организации присутствует неформальная организационная структура, состоящая из сети взаимосвязей, которые возникают на межличностном уровне среди работников.
Взаимоотношения между людьми в неформальной и формальной организационных структурах могут совпадать, однако, часто этого не происходит. Случается, что в неформальной обстановке, работник на равных общается с вышестоящим и нижестоящим коллегами. Возможны неформальные отношения между работниками, которые формально по работе не связаны друг с другом. Эта структура связана по многим параметрам с феноменом лидерства, с импульсами, исходящих от лидеров, зависящих от того, как они получили свою власть: от товарищей и равных по положению коллег, или же за счет влияния на начальство. Группа людей людей, которые вступили во взаимодействие с целью достижения желаемого, так же представляют собой неформальную организацию.
Р. Стюард считает, что неформальная структура отражает, как работает структура в действительности. Если бы в организации производственные и личные вопросы решались только бюрократическим путем с помощью формальной структуры, основанной лишь на вертикальных связях, то возникли бы трудности, которые нельзя преодолеть с помощью формальной организационной системы управления. Но неформальная организация, построенная на системе социальных обменов на межличностном уровне, справиться с этими проблемами. В отличие от формальной организации отношения не регламентированы, спонтанно создается на основе общих целей, симпатий, интересов.
Плюсы и минусы неформальной организационной структуры
Можно выделить следующие положительные свойства:
- способствует социальной адаптации, помогает работникам занять место в социальной среде;
- способствует разрядке напряженных стрессовых ситуаций;
- облегчает процесс общение внутри организации;
- помогает обеспечить распространение информации;
- помогает выявить возможных официальных лидеров.
К недостаткам можно отнести следующие моменты:
- может способствовать развитию межличностных конфликтов;
- часто является почвой для развития и распространения различных слухов, что может привести к появлению ложной информации;
- может оказаться в оппозиции с формальной структурой, если не разделяет систему ценностей и поощряет сопротивление;
- дает возможность для развития благоприятной атмосферы для недовольных и плохих работников.
Взаимоотношения внутри системы
К сфере действия этой структуры относится система внутрифирменных отношений, которая подразумевает под собой борьбу за власть. Существует в любой организации при попытке построить некую социальную иерархию, при которой большинство находиться посередине, часть – управляют, а часть располагается в самом низу социальной иерархии. Система взаимоотношений является главным инструментом для достижения и удержания определенных позиций на социальной лестнице.
Процессы, отвечающие за совершенствование системы деловых взаимоотношений:
- Расширение личных связей: люди стремятся повысить эффективность своей деятельности за счет установления отношений с работниками той же или смежной области. Выделяют следующие компоненты расширения связей: показать себя, установить контакт, создать имидж. Важно уметь создать впечатление о компетентности, нравственности, общительности.
- Наставничество - как форма профессионального роста, а так же деловой карьеры. Опытный член организации, наставник, выполняет роль защитника, проводника для работника низшего звена, взаимоотношения с которым не регламентированы, устанавливаются на неофициальном уровне.
- Корпоративная культура: система ценностей, психологический климат в организации, формирующие рабочую атмосферу. Проявляется в признаваемых ритуалах, ценностях, в сложившейся системе внутрифирменных отношений.