Понятие налогового планирования
Налоговое планирование на предприятии – это использование законных инструментов (приемов уменьшения налоговых обязательств, использования льгот) для снижения налоговой нагрузки.
Сущность налогового планирования сводится к тому, что за налогоплательщиком признается право использовать все разрешенные приемы для того, чтобы снизить свои налоговые обязательства. Налоговое планирование – это сочетание элементов науки и аналитического искусства.
Необходимость проведения налогового планирования на предприятии обусловлена самим налоговым законодательством, предусматривающим разные налоговые режимы для разных условий ведения хозяйственной деятельности, допускающим разнообразные подходы к исчислению налоговой базы и предоставляющим спектр налоговых льгот при реализации желательного для органов власти поведения.
Налоговое планирование базируется на нескольких принципах:
Налоговое планирование должно основываться на логике и соблюдении законодательства, а не выискивании в нем дыр и лазеек,
Налоговое планирование признает необходимость уплаты налогов, но не чрезмерной:
- можно использовать все возможные льготы по налогам, чтобы платить только минимальную установленную законом сумму налогов,
- целесообразно откладывать уплату налогов до последнего дня, когда это не влечет штрафов,
- невозможно отделить налоговое планирование от остальной предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования,
Налоги нужно оптимизировать, а не механически минимизировать. Это обусловлено следующими причинами:
- при сокращении одних платежей по налогам могут увеличиться другие платежи – причем настолько, что общая сумма возрастет,
- если минимизировать налоги посредством отнесения на себестоимость большего количества расходов, уменьшится финансовый результат, что сдерживает рост бизнеса,
- если проводится политика механического уменьшения налогов, форма приобретает приоритет перед содержанием сделки. В таком случае сделка может быть оспорена налоговыми органами,
Налоги минимизируют не для того, чтобы уменьшить платеж по какому-либо отдельному налогу, а чтобы увеличить все финансовые ресурсы компании. При некорректном осуществлении минимизации налогов назначаются штрафы, которые могут значительно превышать планируемый от минимизации эффект. Финансовый менеджмент должен выбирать лучший путь управления финансовыми ресурсами, т.е. осуществлять финансовую оптимизацию.
Этапы налогового планирования на предприятии
В процессе налогового планирования можно выделить взаимосвязанные этапы. Строго говоря, это не однозначная четкая последовательность действий, которая бы гарантировала снижение обязательств по налогам. Итак, налоговое планирование состоит из:
- формулирования цели и задач организовываемого предприятия,
- решения вопросов о выгодном размещении предприятия и подразделений,
- выбора организационно-правовой формы, в которой будет вестись предпринимательская деятельность,
- формирования налогового поля, выявления по каждому из налогов перечня доступных и применимых налоговых льгот,
- анализа всевозможных форм сделок, т.е. образование договорного поля, формирование перечня типовых фактов хозяйственной деятельности,
- налогового менеджмента, в который входят технологии осуществления внутреннего контроля за налоговыми расчетами.
Итак, на этапе образования предприятия налоговое планирование включает три укрупненных этапа (фазы):
- зарождение идеи об учреждении предприятия, определение цели и задач,
- выбор размещения и регистрации предприятия, его руководящих органов, подразделений, производства и офисов, филиалов и дочерних предприятий,
- выбор основных форм организации деятельности и налогообложения (организационно-правовой формы, режима налогообложения).
После того, как предприятие начало функционировать, налоговое планирование не прекращается. Текущее налоговое планирование, органично входящее в систему управления предприятия, включает следующие фазы:
- складывание налогового поля компании. На этом этапе составляют налоговую таблицу, которая характеризует налоговое поле. В этой таблице каждый из налогов описывают по набору параметров (показателей). Далее анализируются налоговые льготы. Заключительным действием на этом этапе становится составление детального плана применения доступных льгот,
- образование на основе налогового поля системы договорных отношений (договорного поля) и перечня типовых хозяйственных операций. На основе этих данных в дальнейшем строится система бухгалтерского и налогового учета,
- анализ всего разнообразия налоговых ситуаций, сопоставление рисков (возможных потерь от санкций и штрафов) с ожидаемыми финансовыми результатами. Исходя из стремления максимизировать финансовый результат производится выбор из доступных альтернатив способов распределения прибыли и размещения активов,
- собственно управление налогами в организации. В составе налогового менеджмента можно выделить организацию налогового учета с достаточной степенью надежности, контроль точности и полноты исчисления налогов. Чтобы снизить риск возникновения ошибок, применяются технологии контроля за налоговыми расчетами. Это важно, поскольку выявленные налоговыми органами ошибки караются (в соответствии с Налоговым кодексом) весьма значительными санкциями.
Среди самых распространенных причин налоговых ошибок выделяются:
- ошибки (неправильное оформление или полное отсутствие) в первичных учетных документах,
- ошибки толкования законодательства о налогах и сборах,
- счетные и арифметические ошибки,
- задержка в предоставлении налоговой отчетности в соответствующие органы,
- проблемы отслеживания изменений в законодательстве о налогах и сборах,
- несвоевременность уплаты налогов.
Таким образом, большая часть ошибок связана с несовершенством системы налогового учета на предприятии.